|
Обращение Национального союза кинематографистов
В соответствии с решением пятнадцатого пленума Национального союза кинематографистов Украины Одесское отделение НСКУ направило Президенту Украины Виктору Ющенко, Премьер-министру Украины Юлии Тимошенко, а также распространило среди киевских и одесских средств массовой информации обращение.
Кинематографисты настаивают на срочном создании межведомственной комиссии Кабмина в составе экспертов-экономистов, представителей органов государственной власти и представителей НСКУ для проведения анализа деятельности ЗАО «Одесская киностудия» и выработки предложений по решению проблем этого предприятия, запланированного на 2008—2009 годы как убыточное. Национальный союз кинематографистов, подчеркивается в заявлении, вовсе не против акционирования кинопредприятий как такового, но форма акционирования должна быть не закрытой, а публичной.
Самое же главное, на чем настаивают деятели кино, это недопустимость изменения государственной формы собственности киностудий до принятия парламентом целого ряда законов о кино, которые имели бы протекционистский характер в отношении отечественной киноотрасли, учитывали бы ее специфику, для чего необходимо привлечь к разработке законопроектов как своих специалистов-профессионалов, так и иностранных консультантов.
Кинематографисты требуют также немедленного наложения моратория сроком минимум на пять лет на возможную продажу инвестору государственной доли акций ЗАО «Одесская киностудия».
«Зазначаємо, — отмечено в обращении, — що керiвництво ЗАТ «Одеська кiностудiя» ввiрено так званому iнвестору — телевiзiйному журналiсту О. Ткаченко. Але українськi ЗМI одностайно твердять, що в тiнi за його спиною криється спiввласник компанiї «РосУкрЕнерго» i голова правлiння одеського «Мiсто-банку» Iван Фурсiн. Обидва — цiлковитi дилетанти у сферi кiновиробництва. Гадаємо, що заради вiдновлення кiнопроцесу в Українi О. Ткаченко не покине свою телевiзiйну кар`єру i мережу кiнотеатрiв, що йому належать, а I. Фурсiн не вiдмовиться вiд газової труби i комерцiйного банку; отже, їм нема коли вивчати специфiку кiногалузi. Iнвестор О. Ткаченко досi не надав бiльш-менш чiткої стратегiчної концепцiї вiдновлення Одеської кiностудiї з урахуванням свiтового досвiду...».
Преждевременное акционирование государственных киностудий, считают члены НСКУ, «є, на нашу думку, нi що iнше, як рейдерськi захоплення земельних дiлянок, бо за вiдсутностi належних законiв (зокрема, закону про меценатство та iн.) жоден iнвестор не спроможний вiдновити українську кiногалузь».
Обращение подписал «по поручению правления Одесского отделения НСКУ» народный артист Украины Ярослав Лупий.
Одесса: годы и судьбы
Академик В.П. Филатов — офтальмолог, поэт и писатель
30 октября в музейно-выставочном комплексе академика В.П. Филатова на Французском бульваре торжественно отметили десятилетие создания музея. Директор музея Н.Б. Коваленко представила сборник избранных стихотворений из поэтического наследия всемирно известного ученого «И жизнь... и Думы... и Любовь...», изданный к этому дню.
Владимир Петрович Филатов (1875—1956) был личностью исключительно яркой, многосторонней. Он сделал огромный вклад в медицину — не только в офтальмологию, он занимался разработкой стимуляции иммунной системы человека, тканевой терапией. Исключительная живость ума приводила ученого к открытиям всемирного значения, он был создателем уникального инструментария и в науке считал себя прежде всего изобретателем. Однако самыми важными в жизни для него были вопросы Духа, Христианства. Он совмещал в одном лице и депутата Верховного Совета СССР, и христиански религиозного человека, который защищал от разрушения церкви. Художник-любитель, он увлекался музыкой, писал стихи.
Без рисования и без сочинения стихов он себя также не мыслил... Как поэт он был прежде всего лирик, сохранявший верность традициям ХIX века, в котором родился и вырос. В стихах Филатова есть удивительное чувство и знание природы, недаром в юности он был заядлым охотником. Как у настоящего лирика, у него есть и трагические мотивы. Неотъемлемое качество Филатова-поэта — чувство юмора, которым проникнут немалый ряд стихотворений. В них чувствуются и широта мышления, и темперамент, и культурная оснащенность их создателя.
Еще при жизни академика его жена Варвара Васильевна Скородинская сделала несколько машинописных сборников его стихов, ныне хранящихся в музее. В основном именно из этих пожелтевших толстых тетрадок составительница книги «И Жизнь... и Думы... и Любовь...» Наталья Коваленко выбрала материал для четырех разделов: в первом — стихи-воспоминания и стихи-посвящения; во втором разделе — стихотворения о любви; в третьем — стихи о природе, в четвертом — стихотворения философские и религиозные. Кроме того, есть еще дополнительный раздел — из воспоминаний и переписки В.П. Филатова; также приложением даны и несколько воспоминаний, материалов о нем.
При создании сборника был избран альбомный принцип — стихи, как в старинном альбоме, чередуются с фотографиями из архива академика, что, конечно, положительно разнообразит впечатление от книги. На фотографиях — сам автор стихов и его ближний круг друзей и коллег, которыми он был окружен при жизни.
Спонсорами-меценатами издания выступили Институт глазных болезней им. ак. В.П. Филатова; Фонд возрождения Одессы им. Де Рибаса; «Союз граждан Одессы» и «Одесское землячество».
Презентация книги стихов не стала единственной, одесситам дали возможность близко познакомиться еще с одной, только что выпущенной в Донецке издательством «Норд-Пресс» книгой академика «Последняя речь. Литературное наследие». Этот сборник представляет преимущественно прозаические литературные произведения Владимира Петровича, представшего перед читателем на сей раз мудрым и подчас веселым очеркистом. Стихов в книге совсем немного, но и они есть.
О чем же писал наш столь многогранный автор? В книгу вошли изданные когда-то в Саранске его неоконченные воспоминания о детстве и юности, мемуарные очерки, заметки о путешествиях в Армению и Грузию, два юмористических очерка, рассуждение о живописи и некоторые другие. От этих прозаических страниц веет благожелательным добродушием ученого, который рад поделиться своими мыслями и чувствами, каким-либо новеллистическим случаем из своей столь долгой жизни. Изредка мы встречаем на его страницах и то, что называется «печать времени», — и тут же «сердца горестные заметы», но общий настрой всей «Последней речи» солнечный, оптимистичный, от книги веет старой, еще дореволюционной культурой.
Необходимо выразить благодарность И.Я. Силакову, составителю сборника литературного наследия В.П. Филатова. Рукописи, машинописи он получил от А.Н. Тюнеевой, легендарной заведующей Одесской государственной научной библиотеки, спасшей библиотеку от уничтожения оккупантами во время войны. Тюнеева была другом ученого. Священник И. Силаков выполнил высокую миссию — опубликовал том филатовской прозы.
Вот так, презентациями двух книг академика в очередную годовщину его смерти, было снова почтено имя того, кто давно уже стал «гением места» города Одессы, ее символом, гордостью и талисманом.
Станислав АЙДИНЯН.
Член Сюза российских писателей, член Конгресса литераторов Украины.
Из поэзии В.П. Филатова
Милый друг
Милый друг, ты во власти мечты,
Ты надежды на счастье полна,
Ласке светлой, любви улыбаешься ты,
Словно солнцу — Царевна Весна.
Для меня же любовь и грустна, и темна,
С ней борюсь я, гоню ее прочь...
Озаряет мне душу она,
Словно зарево бурную ночь.
Ультра-пессимизм
«Ямщик, не гони лошадей!»
— Аль некуда больше спешить?
Она ль изменила? Вы ль ей?
Иль нечем дверь счастья открыть?
Печальный ответ мой я дам:
Как некогда, полон я сил,
И сколько бы ни было дам,
Охотно бы всех я любил.
Ямщик, посоветуй, как быть?
Мне времени нет никогда,
Мне некогда больше любить!
А есть и похуже беда:
Жилплощадь нужна, чтобы жить,
Но нужен лишь метр для страстей!
И нет его! Негде любить!
Ямщик! Распрягай лошадей!
выставка
Лирические города Славы Гукова
Большим успехом пользуется экспозиция Славы Гукова в выставочном зале управления внутренней политики Одесского горсовета по улице Канатной, 19/21.
Он любит открывать города, читать их, как книги, неторопливо перелистывая пожелтевшие страницы старого зодчества, вдумчиво соотнося причудливые городские силуэты с характером и привычками горожан, соединяя архитектурную строгость со скупыми приметами природы. Слава Гуков родился под Киевом, учился живописному мастерству во Львове и Петербурге, в настоящее время живет и работает в Одессе. Пейзажи этих мест и составляют главную топографию его творчества.
Село Горошко Текиевского района Киевской области — малая родина, своеобразная точка отсчета. Сельские пейзажи родных мест с беленой хатой и красной калиной, козами и коровой во дворе, речкой, проселочной дорогой и церквушкой — уютные, живые, автобиографичные: «Начало осени», «Источник», «Поле дождя», «Лесная сказка». Пейзажи Гукова есть проекция его души: утонченной и простой, эмоциональной и потаенной. Его искусство заключается в «реальности прочувствованной». Он любит васильки, подсолнухи, ромашки, легкие, как белое облачко.
Львов... Архитектурные ансамбли этого города включены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Во Львове прошла юность Славы. Здесь он учился, выковывал свой собственный стиль, начиная, как акварелист. Любил писать акварельными красками «по-мокрому», передавая туман и свет. Обратившись к масляным краскам, Гуков сохранил любовь к серому цвету, который со временем становится у него праздничным. Его «серенькие» пейзажи поражают культурой и богатством серого, буквально светятся изнутри.
Гуков работает, избегая суеты. Он сосредоточен на духовном, сокровенном. Его идеальный пейзаж — храмовый с высоким небом, которому нет конца. Таков «Уголок Львова» — церковь с крестом на куполе, с которым перекликаются телевизионные антенны на городских крышах. Особая таинственная красота Львова и печаль заключены в вечернем свете. Бледное небо подчеркивает силуэты деревьев. Художник любит изображать архитектуру, увиденную сквозь деревья первого плана. Любит деревья со сложной обнаженной конструкцией ветвей. Заполняет холст так, чтобы был орнамент форм. Гуков проявляет интерес к тональной живописи, но строит колорит то на сближенных цветовых отношениях, то на мелодичной перекличке контрастных. Пишет мастихином и кистью. Его пейзажи включены в коллекцию Львовского художественного музея.
Санкт-Петербург. Вольный слушатель Академии художеств им.
И. Репина, Гуков сохранил стойкую привязанность к городу на Неве, очевидно, испытав там нечто неустранимо важное для творчества. Когда-то петербургский художник, живущий «в земле снегов, в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно», — вызывал удивление у Н.В. Гоголя («Невский проспект»). Петербургская пространственность сама взывает к ограничению изобразительных средств.
С. Гуков пишет не только фасады и ансамбли Северной Пальмиры, он владеет умением раскрыть, развернуть пространство на зрителя. Столкновение пустоты и уюта, льда и солнца, севера и юга, подмеченное художником, вполне соответствует реальным факторам, задающим пространственную образность города. Строгость стиля выдает воспитанника знаменитой «Репинки». Гуков рисует много и постоянно, а карманный альбом и уголь всегда у него в рабочем состоянии. Он сторонник метода, условно названного «по первому впечатлению». Суть метода заключается в том, чтобы сохранить свежесть зрительного восприятия первых наблюдений натуры, удержать по возможности в зрительной памяти картину цветовых взаимодействий — и донести их до окончания работы над изображением. Ведь с натуры пишется быстрый этюд, картина же пишется по памяти, и при всей близости к натуре художник уходит от прямой передачи увиденного.
Одесса. В Одессе его дом, его семья: жена Ольга — талантливый керамист, две дочери — молодые художницы, воспитанницы «Грековки». В последнее время Слава стал открывать для себя Одессу. В отличие от Северной Пальмиры, в Южной много солнца, много моря. А для любителя рыбы и рыбной ловли Хаджибей — заповедное место. Но главные многочасовые пешие маршруты живописца приходятся, в основном, на центральную часть города. Особенно притягательны для него улицы Преображенская, Ланжероновская, Пантелеймоновская. Как правило, он пишет рано утром. Пишет фрагмент города, особый мир с присущими ему особенностями архитектурных форм, пространственных решений, световой наполненностью. Город для художника — живой организм, знававший пору расцвета и неумолимого старения. Элегантная сдержанность, высокое мастерство (петербургский вкус) и особое, личностное, лирическое, проникновение в мир пейзажа превращают картину Гукова в поэтическое произведение. Листва на полотне тронута кистью чуть-чуть. И в этом «чуть-чуть» — все! Характерно, что в работах С. Гукова нет изображений выдающихся архитектурных памятников, главных панорам Одессы. Зато есть дух, неповторимость и перспектива города.
Ирина ТИМОХОВА.
Искусствовед ОМЗВИ.
заметки с кинофестиваля «Молодость»
Тревожная «Молодость»
Название этой статьи родилось, когда я познакомилась с анонсами фильмов, представленных к конкурсному показу на 38-м Международном кинофестивале «МОЛОДОСТЬ». Лишь позже вспомнила, что так же называлась картина Алова и Наумова о тревожных 17 — 20-х годах прошлого века, поставленная по повести
А. Беляева «Старая крепость».
ТЕМЫ КОНКУРСНЫХ фильмов (особенно студенческих и короткометражных) совсем молодых людей поразили меня своей безысходностью, мрачностью, фатальностью. Правда, дальнейшая демонстрация показала, что анонсы не всегда точно передавали содержание картин, что для кого-то из героев этих крошечных киноновелл брезжит какой-то свет в конце туннеля. И все же, все же, все же...
Если в прошлом году в фестивальных фильмах так или иначе раскрывалась тема толерантности в обществе, то в подборке этого года основная проблема, беспокоящая молодых режиссеров, — это одиночество. Наиболее сильно эта тема прозвучала в короткометражном фильме швейцарского режиссера Тобиаса НОЭЛЯ «РЕНЕ» (приз за лучший игровой короткометражный фильм).
Одиночество, поиск себя, эмоциональный конфликт между внутренней жизнью и реалиями бытия, хрупкость человеческой жизни, хрупкость окружающего мира... — вот проблемы, волнующие молодых кинематографистов. Последняя тема нашла оригинальное отображение в мультипликационном короткометражном фильме «КРАСНЫЙ» колумбийца Хуана-Мануэля Бетанкура (диплом Международного жюри). Оказывается, что достаточно нарушить установившийся порядок, споткнуться и, пытаясь выбраться, потянуть не за тот шнурок, чтобы рухнул весь мир.
Впрочем, не только тематика конкурсных фильмов выделяет МКФ «Молодость» 2008 года из ряда фестивалей последних лет. Например, еще одно отличие нынешнего фестиваля от предыдущих — это молодость его участников. Возможно, кто-то удивится: мол, название фестиваля — «Молодость» — само по себе предполагает юный возраст конкурсантов. Это не совсем так. Напомню, «Молодость» — это фестиваль дебютных фильмов. А дебют может состояться в любом возрасте. Например, в 2003 году Гран-при получила картина «Старухи» сорокалетнего дебютанта Г. Сидорова. В этом году явная молодость, юность конкурсантов, при удивительном для дебютантов профессионализме, стала одной из отличительных особенностей фестиваля.
Когда смотришь ленту «ГОЛЕШОВО» болгарина Илиана Метева (приз за лучший студенческий фильм, или «ПРИГЛАШЕНИЕ» немецкой студентки Катрин Геббе (диплом главного жюри), то не верится, что эти картины созданы практически еще мальчиками и девочками, а не зрелыми режиссерами.
Третью особенность «Молодости-38» я бы выделила по гендерному признаку. В режиссерскую профессию решительно вторгся женский пол. Из тридцати студенческих фильмов представлены девушками семнадцать. Из двенадцати полнометражных — восемь. Из них пять — призеры фестиваля в тех или иных номинациях.
«БУДДА ВЗОРВАЛСЯ ОТ СТЫДА» Ханы Махмальбаф (Иран, Гран-при, приз жюри киноклубов и диплом экуменического жюри), «ПРОСТОЕ СЕРДЦЕ» Марион Лейн (Франция, диплом международного жюри и приз экуменического жюри), «СНЕГ» (Босния и Герцоговина) Аиды Бегич и «РИНГ» (Канада) Анаис Барбо-Лавалет (обе ленты отмечены дипломами жюри киноклубов) и, наконец, «ГИТАРА» Эми Редфорд (США, приз «Солнечный зайчик»).
Последний из призов — это еще одна особенность последнего фестиваля. В этом году на МКФ «Молодость» на суд специального международного жюри была представлена параллельная программа — 23 фильма из конкурсных и внеконкурсных показов, так или иначе касающаяся гей-лесби темы. Кстати, в фильме «Гитара» тема эта не доминирующая. В нем речь идет о молодой женщине, которой врачи вынесли смертный приговор, и в оставшиеся в ее распоряжении два месяца она полностью меняет свою жизнь, что в итоге приводит к исчезновению злокачественной опухоли.
Фильм «Гитара» входил в конкурсную программу полнометражных фильмов, и среди фестивальной публики сложилось мнение, что, если бы он не получил «Солнечного зайчика», то был бы обязательно отмечен наградой по какой-либо другой номинации. Но, как заметили члены жюри, уровень конкурсных фильмов был столь равновысок, что наград попросту не хватало. Вот и главный приз кинофестиваля — «Скифский олень» — был разделен между фильмами Ханы Махмальбаф «БУДДА ВЗОРВАЛСЯ ОТ СТЫДА» и российской картиной «ШУЛЬТЕС» Бакура Бакурадзе.
Назову еще три полнометражных фильма, которые произвели огромное впечатление, как на жюри, так и на публику. Это сербский фильм «ГАДЕРСФИЛЬД» режиссера Ивана Живковича (приз за лучший игровой полнометражный фильм). Это французская лента «ВЕРСАЛЬ» Пьера Шолера (диплом международного жюри). Это увлекательная венгерская картина «СЛЕДОВАТЕЛЬ» Аттилы Гигора, главный герой которой, вернее актер, его сыгравший, Шолт АНГЕР получил приз имени Ива Монтана, вручаемый молодому актеру (или актрисе), признанному лучшим. А приз зрительских симпатий был отдан короткометражному фильму «НЕ КЛАДИ ТРУБКУ!» французского режиссера Демьена Россино.
НЕ ДУМАЮ, что есть смысл пересказывать содержание всех этих фильмов, даже если газетная площадь позволяла бы это. Во-первых, есть надежда, что часть картин появится в прокате в Украине или хотя бы в России (тогда есть шанс увидеть их по ТВ). Во-вторых, как обычно, в клубе «U-синема» в кт «Маски», состоится программа «По следам МКФ «МОЛОДОСТЬ». Но несколько слов сказать все же нужно.
Начну с того, что ни один «женский» фильм женским не назовешь. Показанные на фестивале ленты ничего общего с так называемыми женскими романами не имеют. Четко прописанный сценарий, жесткая режиссура, точная камера. Разве что чуть большее внимание к деталям. И при этом полное отсутствие сантиментов. Скорее сентиментальной я бы назвала картину Пьера Шолера «Версаль», где речь идет о маленьком мальчике, подброшенном мужчине, ведущему асоциальный образ жизни (его замечательно сыграл недавно ушедший из жизни Гийом Депардье). Хотя в картине Ханы Махмальбаф (дочери крупного иранского режиссера Махмальбафа) героиня тоже ребенок — девочка, но здесь умиления зрителей ждать не приходится. Действие происходит в горах Афганистана, и хотя никаких смертей, никаких травм, кроме душевных, на экране нет, но наиболее впечатлительным зрителям валидол может понадобиться. Однако фильм и потрясающая игра маленькой героини захватывают так, что не оторваться.
Картина «ШУЛЬТЕС» тоже не дает зрителям расслабиться. Сложная судьба героя фильма Леши Шультеса, забывшего свое прошлое и контактирующего с обществом только в качестве вора-карманника, все сложные подтексты и пласты фильма, выводят эту картину за рамки ожидаемого по такой фабуле экшна. На «Кинотавре-2008» «Шультес» завоевал главный приз.
Пересказать в двух словах содержание фильма «ГАДЕРСФИЛЬД» невозможно. Герои фильма пытаются разобраться в прошлом. Но это приводит только к конфликтам. И оказывается, что истина доступна лишь взору психически нездорового соседа главного героя, глядящему на мир незамутненными глазами ребенка.
И наконец, классика. Марион Лейн талантливо перевела на киноязык знаменитый роман Флобера «ПРОСТОЕ СЕРДЦЕ». На главную роль Феличите, женщины, которая щедро дарит свою любовь и преданность, Лейн пригласила знаменитую актрису Сандрин Боннер.
«НЕ КЛАДИ ТРУБКУ» — это фильм о том, как важно вовремя оказаться рядом с отчаявшимся человеком, пусть даже виртуально, благодаря мобильному телефону.
ЧИСЛО ФИЛЬМОВ в этом году лишь ненамного превысило двести пятьдесят. Но среди 19 внеконкурсных программ, как и в предыдущие годы, — украинская панорама из 27 фильмов 2007 — 2008 годов. Эти фильмы были вынесены на обсуждение специального жюри. Лучшим из них была признана 64-минутная лента «КРЫЛЬЯ БАБОЧКИ». В ней 46-летний режиссер Александр Балагура, используя свои давние любительские фильмы, ищет в событиях прошлых лет те «вешки», которые предопределили сегодняшнюю жизнь и предсказывают будущее.
ЧТО ДО УЧАСТИЯ украинских фильмов в основной конкурсной программе, то в студенческом марафоне их было всего два: «Отрочество» Дмитрия Сухолиткого-Собчука и «Дождь» Марины Вроды. Первая из этих двух картин — необыкновенно выразительная зарисовка (без слов) момента расставания мальчика с родным домом и с детством.
Второй фильм, уже знакомой по предыдущему фестивалю Марины Вроды, еще раз подтвердил талант этой девочки, ее умение работать с исполнителями (роль героя фильма — старика — исполнял не актер) и несомненный вкус в выборе изобразительного материала.
Короткометражный фильм Виталия Потруха «Закон» большого энтузиазма у зрителей не вызвал, в основном, из-за реанимации темы Павлика Морозова украинского разлива. В конкурсе полнометражных фильмов в последний момент сверх программы, дополнительно, под номером 13, была включена лента Александра Жовни «Маленькая жизнь». По поводу этого фильма известный телеведущий Юрий Макаров (один из членов Международного жюри) на заключительной пресс-конференции сказал, что «це ганьба». Могу добавить, что практически любой другой фильм украинской панорамы был бы более уместен в конкурсном показе.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС вызывают у публики открытие и закрытие фестиваля, так что коротко об этом. Концертную программу обоих вечеров, так же, как год назад, обеспечил театр ДахаБраха Троицкого, знакомого одесситам по замечательному спектаклю «Украинский Декамерон» в Одесском украинском театре. Но надо сказать, что ни железные конструкции, изображающие бой Дон Кихота с мельницами на фоне кадров из «Александра Невского», ни клубы «дыма», наползающего на первые ряды в неотапливаемом дворце «Украина», ни неразборчивое пение, вызывающее в памяти пушкинские строки из «Бесов»: «Что так жалобно поют, домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?» — словом, ничто из перечисленного не настраивало на праздник, которым должно было стать открытие фестиваля. И уж совершенно это действо не сочеталось ни с фильмом открытия «Райские птицы» Романа Балаяна, ни тем более с фильмом закрытия «Румба» знаменитой бельгийской троицы Фионы Гордон, Доминика Абеля и Бруно Роми.
Что касается самих фильмов закрытия, то фильм Балаяна по сценарию Рустама Ибрагимбекова большинству показался скучным, крайне не понравился Олег Янковский, к тому же говоривший голосом Алексея Горбунова, многие сюжетные повороты не мотивированы. И вообще, парящие в воздухе диссиденты — это притянутые за волосы ассоциации с «Полетами во сне и наяву». Кинофильм «Румба» тоже принес разочарование. Нет, работа актеров, трюки, построение кадров были столь же блистательны, что в знаменитом призере 35-й «Молодости» фильме «Айсберг». Ну, может быть, чуть менее оригинальными. Но тема! Смешно обыгрывалось калечество двух в прошлом блестящих танцоров: партнерши, потерявшей ногу, и партнера, превратившегося в беспамятного идиота!
Осталось сказать, что в этом году Международное жюри возглавлял известный американский киноактер Арманд Ассанте («Наполеон и Джозефина», «Одиссей» Кончаловского, «Судья Дред», «Рядовой Бенджамин», «Калифорнийская мечта» и др.). Среди других известных кинодеятелей в состав головного жюри вошла знаменитая актриса Алла Демидова.
Елена КОЛТУНОВА.