|
На прошлой неделе в Одессе прошло совместное выездное заседание Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Верховной Рады Украины и Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госкомпредпринимательства), посвященное проблеме выполнения органами исполнительной власти норм законодательства, направленных на содействие развитию предпринимательской деятельности.
ФОРМАЛЬНО мероприятие удалось. Участники заседания, среди которых было много известных в городе предпринимателей, общественных деятелей, руководителей промышленных предприятий и бизнес-ассоциаций, увлеченно спорили, интересно высказывались, фонтанировали идеями, зажигались инициативами. Высокопоставленные гости — председатель Госкомпредпринимательства Украины Константин Ващенко и председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Оксана Продан — активно принимали участие в разговоре, назвав многое из услышанного своим «домашним заданием».
Правда, меня в Доме ученых, где проходило выездное заседание, почему-то не покидало ощущение, что присутствуешь при каком-то шаманском действе, ибо все эти разговоры о настоящем и будущем малого и среднего бизнеса уж очень смахивали на ритуальные танцы.
Ведь, по большому счету, все всем известно. Ничего же не меняется! Малый и средний бизнес сетует на то, что отсутствуют необходимые законы. А те законы, которые есть, — не выполняются. Чиновники как были, так и остаются глухими к стенаниям предпринимателей, которые тратят уйму времени на регистрацию предприятий, получение необходимых разрешительных документов, оформление аренды помещений и земли. Представители власти, в свою очередь, упоенно говорят о важной миссии малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики и в очередной раз обещают все исправить, улучшить, изменить...
Вот, к примеру, Константин Ващенко назвал одесский городской регистрационный центр одним из лучших в Украине. Кстати, всего по стране таких структур создано 670. Однако только пятая часть регистрационных центров работает в строгом соответствии с законом. Остальные ограничиваются исключительно предоставлением консультативных услуг, другие выдают-таки пакет разрешительных документов, но — не полный. Глава Госкомпредпринимательства назвал регистрационный центр в Одессе примером для подражания потому, что активное участие в его создании приняла городская власть, выделившая удобное для работы помещение.
Другой вопрос — как работает разрешительная система. И тут «неожиданно» выясняется, что особых-то перемен не произошло. По-прежнему разрешительная инстанция может «аргументированно» отказать предпринимателю по любому вопросу. И управы на чиновника не найдешь. Получается, что принцип «единого окна» заключается только в том, чтобы предприниматель получил возможность сдать все документы в одном месте? Ведь итог их рассмотрения по-прежнему зависит от «настроения» чиновника...
Очень много жалоб от представителей малого и среднего бизнеса на волокиту с оформлением земельных участков. Причем многие дискуссии по этой проблеме почему-то посвящены только механизму отвода новых земель. Однако ломать, прежде всего, нужно другую порочную практику, при которой предприниматели годами не могут оформить уже давно занимаемую ими землю.
Впрочем, слушая звучавшие в ходе выездного заседания рассуждения о том, что обслуживающие бизнес чиновники должны работать быстро, прозрачно, профессионально, в строгом соответствии с законом, устраняя малейшие препятствия на пути развития предпринимательской инициативы, немного удивлялся наивности выступавших. Если чиновника загнать в такие рамки, то как и на что он жить будет? Подумали?
ВТОРОЙ БЛОК вопросов, затронутых в ходе выездного заседания, касался еще одной «многострадальной темы» — действующего законодательства. Мнения на этот счет — по давней сложившейся традиции — были самыми радикальными. Так, известный общественный деятель и предприниматель Светлана Нисилевич предлагает расширить полномочия Госкомпредпринимательства, дав ему право налагать вето на регуляторные акты, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса. По-прежнему законодательство, тщательно прописав правила игры для бизнеса, об ответственности чиновника говорит очень расплывчатыми формулировками. А это — отличная почва для злоупотреблений и коррупции.
Большая проблема — правовая нестыковка Закона «О местном самоуправлении» с Законом «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». В частности, отсутствуют какие-либо механизмы влияния на местные органы власти, дабы заставлять их привлекать к разработке и обсуждению местных регуляторных актов специалистов Госкомпредпринимательства и общественные организации предпринимателей. И не случайно, что в Одессе уже год не собираются общественные советы предпринимателей при горисполкоме и обл"госадминистрации. Впрочем, и Совет предпринимателей при Кабинете Министров тоже не созывали...
Получается, что власти открытый диалог с бизнесом не нужен? Тогда прав член экспертного совета при Комитете ВРУ по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Феликс Кобринский, который заметил, что стена непонимания между властью и бизнесом давно превратилась в стену плача, куда впору уже вкладывать записочки.
Кстати, согласно результатам недавнего исследования, проводившегося Всемирным банком совместно с Международной финансовой организацией (МФК), в мировом рейтинге условий ведения бизнеса наша страна опустилась на 145-е место из 181 возможного, заняв «достойное» место между Суринамом и Мадагаскаром. Главная причина рейтингового падения: Украина не только не приняла законы, необходимые для улучшения бизнес-климата, но и не обеспечила выполнение уже действующих.
Самый яркий пример — Закон «Об основных принципах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности», вступивший в силу в апреле прошлого года. Как явствует из мониторинга МФК, только десять контролирующих инстанций из 60 (!) придерживаются в своей работе норм данного закона. Предприниматели, как и раньше, жалуются на обилие проверок и ревизий, а также на то, что проверяющие частенько выходят за границу вопросов, указанных в направлении на проверку.
Отдельная тема — фискальная нагрузка на бизнес. И тут Украина отличилась «серьезно», разделив с Беларусью последние места в рейтинге, оценивавшем простоту уплаты налогов. Не помогло даже внедрение электронной системы отчетности, так как бизнес по-прежнему обложен большим числом налогов, а предпринимателям приходится тратить уйму времени на их уплату. По подсчетам специалистов МФК — более 800 часов в год. То есть один месяц в году украинским предпринимателям приходится целиком и полностью посвящать взаимоотношениям с налоговой...
У ПРОБЛЕМЫ взаимоотношения власти с бизнесом есть еще и социальный аспект. Многие из тех, кто сегодня составляет ядро малого и среднего бизнеса, стали предпринимателями... не по своей воле. Как справедливо заметила одна из участниц выездного заседания, тогда, в начале 90-х, никто людей не спрашивал, хотят ли они, чтобы их заводы и фабрики закрылись, есть ли у людей желание становиться предпринимателями, чем они думают кормить свои семьи.
Сегодня, когда стена непонимания превратилась в стену плача, когда идет постепенное выдавливание малого бизнеса из активной экономической жизни государства (одна история с тотальным уничтожением рынков в угоду крупным торговым предприятиям чего стоит!), людей опять не спрашивают о том, каким они видят свое будущее. История повторяется?
Олег СУСЛОВ.