|
Одиннадцатого апреля стартуют туристский переход «100 км за 24 часа» и велоралли «100 км за 10 часов». Оба соревнования уже много лет проводятся на призы «Вечерней Одессы» и посвящены годовщине освобождения нашего города-героя от фашистских захватчиков. Сегодня мы рассказываем о семейной команде, планирующей впервые выйти на старт легендарной «велосотки».
Они трудились в одной фирме. И оба добирались на работу в центр на велосипедах. Мало того, и обратно им было в одну сторону — в жилмассив Таирова. Так что не познакомиться Елена Узун и Вячеслав Лазарев не могли. Велосипед их, можно сказать, объединил.
— А еще больше сблизила «сотка», — уточняет Слава.
— На старт вы вышли, уже будучи мужем и женой?
— Нет, «сотка» была прелюдией. Нужно же было пройти своеобразную проверку чувств, протестировать будущий брак, убедиться в том, что можем доверять друг другу.
— Слава преодолел 100 километров за пять часов, а я — за шесть с чем-то, — включается в разговор Елена. — Могла и быстрее проехать, но встретила на трассе подруг, с которыми училась в пединституте на худграфе, — было о чем поговорить после стольких лет разлуки.
— Вот так, без специальной подготовки решились выйти на старт 100-километрового велоралли?
— Ну, не совсем без подготовки. До этого вместе с будущим мужем ездили в Маяки. А вообще-то я езжу с детства. Помню свой первый велосипед — «Зайка-2». Вместе с папой ходили в «Детский мир» покупать. Боковые колесики мне сразу отвинтили, так как я сказала, что на четырехколесном ездить не буду. Потом освоила папин взрослый велик. Ногу просовывала под раму, и сосед как-то «пристыдил» отца: «Смотри, как она мучается, купи ей другой». Так появился какой-то немецкий, очень старый. Долго мне служил. А как переехала из Арциза в Одессу, в 1995 году получила в подарок японский. Тогда из Японии не только машины возили, но и велосипеды. Вот папа его и приобрел. Такого у меня не было — изогнутый руль, со скоростями! Езжу на нем до сих пор. Все свои велосипеды помню.
— Мы все на байках путешествуем, только мама наша на шоссейнике, — улыбается супруг. — Все ее пытают: «Как ты на нем ездишь?». А она в ответ: «Мне нравится. Я его очень люблю».
— Я тоже с детства на велосипеде, — продолжает Вячеслав. — Куда мы только с братом на «Аисте» не выбирались! Особо часто на рыбалку. От 10-й до 16-й станции Большого Фонтана — это все наш берег.
Первый старт Вячеслава и Елены состоялся в 2007 году. После этого, уже в качестве мужа, Слава еще трижды подряд покорял «сотку». А у Лены получился 13-летний перерыв. Причина более чем уважительная — один за другим пошли дети: Добрыня, Даша и Настя. Так что еще надо хорошо подумать, чья статистика круче. 13 лет они мечтали выйти на старт семейной командой, и вот мечта должна осуществиться.
— Добрыня еще в прошлом году просился на трассу, но «сотка» — мероприятие слишком массовое для 11-летнего мальчишки, и мы решили перестраховаться, — признается Елена. — А теперь он опыта поднабрался.
— И вообще Добрыня — спортсмен, — с гордостью добавляет отец. — Занимается фигурным катанием — к скоростям привык, реакция на возможные столкновения и все остальное довольно хорошая. С физподготовкой у него все в порядке.
— Летом, когда занятия на льду заканчиваются, я каждый день с сыном с шести утра — на море. Там он на песке тренируется, ну, и я вместе с ним. Как-то во время общей поездки наш папа пожаловался: «Что-то вы слишком резво стали ездить», — выдает семейные «секреты» Елена.
— Это я им цепи смазал, а себе — нет, — парирует Вячеслав. — Думал, и так догоню, чего там. Но... Так что за наш первый совместный старт на «сотке», о котором мы мечтали столько лет, я не беспокоюсь. Мало того, надеюсь, что в скором времени наша семейная команда пополнится новыми членами. Подрастает еще одна велосипедистка. Даше 9 лет, думаю, если все будет хорошо, через три года поедем другим составом: два мальчика и две девочки. А там и Настин черед настанет, сомнений в ее велосипедном будущем нет.
6-летняя Настя пока в основной состав команды не проходит, но надежд не теряет:
— У меня своего велосипеда нет. Пока езжу на Дашином. Это моя подруга, вернее, сестра. А бабушку зовут бабушка Аня, она на велосипеде не катается. Самый активный — это, конечно, папа. Еще у него есть кум Андрей. У него есть ребенок Саша. Или Артур? Да, Артур! Мы иногда вместе путешествует на «кудыкины», как говорит мама, горы. А моего дедушку зовут дедушка Витя. У него в сарае лежали старые велосипеды. Папа их починил, и мы на них путешествовали. Я люблю путешествовать у папы на раме. В походе я им пою песни и нахожу мокрые листики с капельками. А правда, что на 411-й батарее в конце будет торт? Так мы с Дашей обязательно маму с папой и Добрыней будем встречать. А папа говорит, что он на финише только на уху попадал.
— Для меня главное было — доказать самому себе, что могу, — утверждает Вячеслав. — Так же сейчас и у Добрыни. Сам вид нескончаемой колонны велосипедистов завораживает. Езда по трассе — это, как в шахматах, все необходимо просчитывать заранее. Ситуации разные бывают, и никто детей на «сотку» без подготовки, как в плавании, не бросает. Надо теоретически подготовиться, Правила дорожного движения выучить, опыт накатать.
— Все зависит от нас, родителей, — уверена Елена. — Мы выбрали этот образ жизни. Дети смотрят на нас, и им нравится. По городу мы большим составом не ездим (вдвоем с мужем можем от 411-й батареи до жилмассива Котовского проехаться), но в парк Шевченко — с удовольствием. Любим путешествовать: весь Арцизский район объездили, в Дальницкий лес наведались. Для меня — чем больше компания, тем лучше: набрали еды, и закатились на целый день.
— Это гораздо интереснее, чем на машине, — поддерживает жену Вячеслав. — Из машины в окошко разве многое разглядишь? А на велосипеде это почти, как пешком: гуляешь и все видишь, но еще и мобильный — можешь быстро передвигаться.
Свою первую семейную «сотку» они планируют преодолеть за 6 часов. Но одну официальную победу ребята уже одержали. Оргкомитет велоралли объявил конкурс «Расскажи свою историю о «сотке». И главный приз — три бесплатных приглашения на гонку-2020 — был вручен Елене Узун, Вячеславу и Добрыне Лазаревым.
Анатолий Мазуренко. Фото из семейного архива