|
«Эдип без комплексов» — это заголовок рецензии в одном польском журнале на спектакль Одесского украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько «Эдип», показанный 23-25 октября в Варшаве и Гданьске. Васильковцев польская публика встречала с восторгом...
11 ноября театр отметит свое 80-летие.
ПО РЕШЕНИЮ Министерства культуры и туризма Украины постановка «Эдип» (режиссер Дмитрий Богомазов, г. Киев) была включена в программу Года Украины в Польше. Поездку театра профинансировало Минкультуры, проживание, питание, площадки обеспечила принимающая сторона — институт Адама Мицкевича в Варшаве.
23 октября одесский «Эдип» был показан в варшавском театре «На воле» (зал около 450 мест), 25 октября — в гданьском театре «Побережье» (около 600 мест). Представления прошли с аншлагом, были показаны по телевидению. Газетные отзывы последовали сразу. Полякам пришлась по душе экстравагантная версия античной трагедии, предложенная киевским режиссером и отлично воплощенная одесситами. В Польше театралы сегодня считают, что если классику ставить без риска, то она скучна; прочтение классики должно быть чуть ли не на грани фола — так высказались польские арт-критики.
График гастролей, рассказывает директор театра Валентина Михайловна Прокопенко, был очень напряженным. Тридцать часов в пути автобусом! Затем пришлось в авральном порядке приспосабливать спектакль к тамошним сценическим площадкам: они, особенно в Варшаве, значительно меньше наших. Поправки к мизансценам, многочисленные «прогоны», да и компьютерные пульты довелось осваивать — наш-то театр до сих пор, ставя авангардные спектакли, работает на допотопном оборудовании. «Ребята вымотались, — говорит о васильковцах директор, — но работали на совесть, вдохновенно!».
Затем — тридцать часов обратного автобусного пути, и, буквально, едва выйдя из автобуса, труппа ринулась в новую премьеру — «Что им Гекуба?» Д. Богомазова, которая была сыграна с блеском и драйвом. А ведь актеры были очень измотаны!
В канун празднования 80-летия театра мы беседовали с директором В. М. ПРОКОПЕНКО.
— За неполных пять лет осуществить девять спектаклей, неординарных, сложных, — совсем неплохой для театра результат, — сказала Валентина Михайловна. — Сейчас хотим вновь обратиться к классике, на современном уровне. Но уже не в авангардной, а более компромиссно-традиционной, умеренной манере, вот как у нас сделан хотя бы «Ревизор». Мы стараемся, перемежая творческие манеры разных постановщиков, уравновешивать репертуар. Нам всякий зритель важен: и поклонники «Сватання на Гончарiвцi», и молодежь, охотно откликающаяся на необычайную форму. Достойная работа нашей труппы — это, прежде всего, благодаря наличию художественного руководителя, народного артиста Украины Игоря Равицкого, который знает, куда он ведет коллектив. Важно найти и режиссеров, знающих, чего они хотят от актера.
— В остросовременных постановках активно занята молодежь...
— Не совсем справедливо утверждать, что старшие у нас не заняты. «Ревизор» — состав спектакля порядка тридцати человек, «Украинский Декамерон» — тоже!
Причем, ставя «Украинский Декамерон», режиссер Влад Троицкий, имея в виду не совсем привычную для традиционно мыслящих актеров форму спектакля, сразу предложил: участвует лишь тот, кто хочет (делать такие предложения в театре не принято). И те «старшие», кто поучаствовал, — а их немало, — ни минуты об этом не жалели.
— Не приходится ли вам жалеть, что взвалили на себя театр?
— Жалею каждый день! Ну и что? Просто я здравомыслящий человек, не живу каждый день в эйфории. Бывает и настроение плохое, и упадок сил, возникающий от борьбы с системой, которой на культуру наплевать. Но еще потяну!.. Я — человек результата: есть он — это меня и греет. А если я дошла до определенного уровня, выше которого, чувствую, мне не подняться, не могу, — тогда и уйду.
Театр без поддержки государства погибает! Сегодня он, если и живет, то — вопреки. Декларируют с трибун духовность, а самим плевать на все и на театр тоже. Зарплата актера — унизительна, на уровне нищенской пенсии, — какова же тогда будет пенсия?.. Людям, которые в театре работают, надо памятники воздвигать. Дали бы нам хотя бы звание академического — уж сколько времени документы в Минкультуры лежат, — так ведь все никак не примут закон о присвоениях «национального» и «академического» статусов.
И надо «тянуть», «доставать», уговаривать, искать спонсоров... Государство определило театр как «прибыльный», «самоокупаемый» — это же нонсенс. Да не могу я в областном центре собирать ежедневные аншлаги! А заработки на арендных концертах гастролеров — это всего лишь фиксированная почасовая плата за услуги с возмещением коммунальных затрат. Все думают, театру от гастролеров золото течет рекой, — если бы так!
Тем не менее, сейчас думаем о постановке нового спектакля...
В УКРАИНСКИЙ театр все же возвращается молодой зритель — пусть не быстро, но верно. Валентина Михайловна, как неравнодушный директор, разумеется, говорит о том, что наболело. Но и радуется успехам труппы. Ведь команда ныне в украинском театре — такую поискать. Слаженный, высокопрофессиональный, мобильный, отзывчивый на всякие веяния ансамбль, — его же вырастить надо было. И продолжать растить. Вы будете смеяться — я в октябре посмотрела «Мастера и Маргариту» на Таганке (новая, по сути, труппа). Отдыхает!.. Не тянет новая команда Таганки супротив васильковцев.
11 ноября в украинском театре — торжества. Уже заготовлены грамоты от властей. Жаль, что вот только денежных премий, по слухам, не нашлось. Может, еще изыщут?..
Валентина ЛЕВЧУК.