За гуманизм, за демократию, за гражданское и национальное согласие!
Общественно-политическая газета
Газета «Вечерняя Одесса»
RSS

Спорт

Румынская рапсодия, или Grand Chess Tour в Бухаресте

№132—133 (10832—10833) // 21 ноября 2019 г.
Вот она, почти вся шахматная королевская рать

Музыкальная энциклопедия сообщает: «Рапсодия — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, слагающееся как последование разнохарактерных, порой остроконтрастных эпизодов». Крупнейший в истории Румынии шахматный турнир с участием элитных гроссмейстеров (из великих отсутствовал лишь чемпион мира Магнус Карлсен) идеально соответствовал этому музыкальному определению. А как могло быть иначе, если за победу боролись трехкратный чемпион мира Виши Ананд, участники финальных матчей за мировое первенство Фабиано Каруана и Сергей Карякин, лауреаты шахматных Олимпиад Левон Аронян и Уэсли Со, титулованные Шахрияр Мамедьяров и Аниш Гири?! Да и получившие wild card (специальное приглашение в качестве поощрения) Владислав Артемьев, Ле Куанг Льем и Антон Коробов тоже не мальчики для битья (что и подтвердил ход соревнований).

МОЯ ПОЕЗДКА в столицу Румынии тоже стала возможной благодаря своеобразной wild card. На турнир меня пригласил мой старинный друг и соратник Михаил Ходарковский (не путать с бывшим российским олигархом). Читатели «Вечерки» со стажем помнят его остроумные корреспонденции из Москвы с первого матча между Карповым и Каспаровым. Происходило это в 1984—1985 годах, когда в нашем распоряжении не то что компьютеров — даже факсов не имелось. Вечером игралась партия, следующим утром Михаил по телефону диктовал текст, и в тот же день любители шахмат Одессы могли ознакомиться с подробностями поединка. Да, было время... А сегодня М. Ходарковский — директор шахматного фонда Гарри Каспарова, делегат федерации шахмат США, вице-президент ФИДЕ (Международная шахматная федерация) и, что для данной публикации особенно важно, исполнительный директор Grand Chess Tour.

Идея организовать и провести цикл элитных турниров наподобие Большого Шлема в теннисе родилась пять лет назад, когда Г. Каспаров и М. Ходарковский посетили Сент-Луисский шахматный клуб, возглавляемый Рексом Сингфилдом. Обсуждая уже действующие совместные проекты, они задумались о том, чтобы вывести шахматы на еще более высокий уровень. К этому времени в Сент-Луисе уже проводился супертурнир на Кубок Сингфилда, состязания такого же ранга были организованы в норвежском Ставангере и столице Великобритании Лондоне. Именно эти три турнира стали «фундаторами» Тура. Первым победителем шахматного «Шлема» стал Магнус Карлсен. Со временем организаторы пришли к выводу, что в современных условиях есть смысл комбинировать турниры с классическим контролем времени с рапидом (быстрой игрой) и блицем. Появились очень мощные спонсоры в лице известной компании Vivendi и бельгийского мецената Яна Коллеварта, проводящего у себя на родине ряд фестивалей и показательных матчей. Таким образом, на следующий год Grand Chess Tour состоял из двух «классических» турниров (в Сент-Луисе и Лондоне) и двух по рапиду и блицу (в Лёвене, главном городе провинции Фламандский Брабант в Бельгии, и в Париже).

— Grand Chess Tour — благотворительная организация, — рассказывает Михаил Ходарковский. — Все, что мы получаем от спонсоров, идет на покрытие расходов, обслуживание турниров и призовой фонд. Задумывая новые соревнования, мы руководствовались рядом критериев: соревнования с участием местных шахматистов параллельно с элитным турниром; обязательные встречи приглашенных гроссмейстеров с любителями и сеансы одновременной игры для детей и всех желающих; максимальное привлечение прессы, телевидения и интернета; высокий призовой фонд (на этом особенно настаивал Рекс Сингфилд, так как справедливо считал, что высокоинтеллектуальный труд шахматистов достоин гонораров, соответствующих вознаграждению больших атлетов в других видах спорта). Таким образом, в этом году мы расширились до уровня, о котором мечтали. Впервые в истории организовали элитный турнир на африканском континенте — в столице Кот д’Ивуара Абиджане. У Бухареста эстафету примет индийская Калькутта. В Европе, кроме Бухареста, в Туре дебютировал хорватский Загреб. Еще два старта состоялись в Сент-Луисе (классика и рапид с блицем) и один в Париже — всего семь турниров, не считая финала.

Общий призовой фонд — 1 миллион 750 тысяч долларов США. Причем каждый организатор обеспечивает призовой фонд непосредственно на месте. В Румынии таким спонсором выступила букмекерская фирма Superbet Foundation.

— Мы счастливы видеть на румынской земле такое шахматное созвездие, — приветствовал гостей генеральный менеджер Superbet Влад Арделяну. — Не сомневаюсь, что этот турнир даст новый мощный толчок развитию в нашей стране древней игры. Поэтому так приятно видеть в этом помещении большое количество детей. Надеюсь, что они возродят шахматную славу Румынии.

И в самом деле, после успехов Виктора Чокылти и Флорина Георгиу в 50—70-х годах прошлого столетия к когорте известных гроссмейстеров можно причислить разве что Ливиу-Дитера Нисипяну, проживающего ныне в Германии. Спад популярности шахмат в Румынии зафиксировала и пресс-конференция накануне открытия с участием В. Ананда, Ф. Каруаны, У. Со и почетного гостя... Бориса Беккера. Великий теннисист, выигравший за карьеру 6 турниров Большого Шлема, не чужд шахматам. По его словам, перед каждым матчем он садился за доску, дабы лучше сосредоточиться. Мало того, когда тренировал сегодняшнюю «звезду» Новака Джоковича, то тоже пристрастил его к великой игре, включив ее в тренировочный «рацион». Так что в компании гроссмейстеров Борис чувствовал себя замечательно. Мало того, благодаря организаторам он получил возможность повидаться с Ионом Цириаком — тоже блестящим в прошлом теннисистом, победителем Открытого чемпионата Франции в парном разряде; закончив активные выступления на корте, тот стал тренировать 15-летнего Бориса, а затем стал его менеджером. Кстати, Stejarii Coantry Club, где проводился турнир, принадлежит Цириаку, который, по данным журнала «Capital», в 2005 году был самым богатым человеком Румынии. Забегая вперед, скажу, что, учитывая заслуги Беккера в пропаганде шахмат, М. Ходарковский под бурю аплодисментов вручил ему фирменный пиджак с символикой Grand Chess Tour. Так вот, во время пресс-конференции шахматистам от многочисленных СМИ не было задано ни одного вопроса! Зато их град посыпался на Беккера. Надо отдать должное Борису: выправляя ситуацию, он сам начал общаться с гроссмейстерами. И, надо полагать, проведи организаторы подобную пресс-конференцию по окончании турнира, атмосфера была бы совершенно иной. По регламенту в день открытия турнирные партии не проводились, однако шахматистам все равно пришлось несколько часов поработаь. Сначала против них сражались сотрудники компании Superbet (оказалось, что в молодости многие из них участвовали — и не без успеха! — в официальных соревнованиях), затем их сменили дети (некоторые продержались до 30—40-го хода!), а затем и все желающие. Вот о чем говорил Арделяну, надеясь на возрождение былой шахматной славы Румынии, вот на чем акцентировал внимание М. Ходарковский, утверждая, что главная цель Тура — пропаганда шахмат.

Михаил Ходарковский приветствует Бориса Беккера и через минуту вручит ему фирменный пиджак Grand Chess Tour
Михаил Ходарковский приветствует Бориса Беккера и через минуту вручит ему фирменный пиджак Grand Chess Tour

Что ж, пора, наконец, перейти к самому турниру.

НАШУ СТРАНУ в Бухаресте в единственном числе представлял харьковский гроссмейстер Антон Коробов. Естественно, мое внимание было, прежде всего, приковано к его персоне.

— «Вечерняя Одесса»? — переспросил Антон. — А как ваша фамилия?

— Мазуренко.

— Мазуренко? Ну что ж, тогда я дам интервью «Вечерней Одессе».

У меня не возникло никаких иллюзий относительно знакомства Коробова с моим творчеством. Подумалось: «Ну и приколист!». И ощущения меня не подвели. Впрочем, судите сами.

— Что для вас означает участие в таком турнире?

— Для меня — это возможность примириться с реальностью, ощутить некое твердое стояние ногами на земле.

— Со всеми участниками сводила турнирная судьба?

— Сейчас столько разновидностей соревнований, так что играть приходилось со всеми.

— Кто из сегодняшних соперников для вас более удобен, а кто менее?

— Понимаете, я тут никому особо не соперник. Как бы все партии не проиграть.

— В каком виде шахмат вы сильнее: в рапиде или блице?

— Для меня сейчас шахматы сродни карточной игре в дурака. Как пойдет, какая раздача будет. Можно провалиться там, где думал, что силен, и, наоборот, взять какие-то очки, где тебя должны были «раскатать». Все в руках Господа нашего.

— Антон, недавно сборная Украины стала серебряным призером чемпионата Европы. Что-то в составе команды я не заметил вашей фамилии.

— Я уже закончил свои выступления за сборную страны. Причина банальна — старость.

— Скажете тоже! Вам всего 34. Столько же Мамедьярову, Ароняну — 37, не говоря уже об Ананде, которому пошел 50-й год. Так что не прибедняйтесь, поделитесь планами на будущее.

— Планы? Вы знаете, в моем возрасте (а я — ровесник горбачевской перестройки) один день прожил — говори спасибо. Хочется поэзии, душа требует поэзии, но годы клонят к суровой прозе.

Вот в таком элегическом настроении пребывал на старте турнира трехкратный чемпион Украины.

А на следующий день началась настоящая сеча. Коробову по воле жребия начинать пришлось с одним из фаворитов — Карякиным из России. Антон раньше всех появился на игровой сцене, сел за столик — то ли настраивался в одиночестве, то ли размышлял о чем-то. Сей церемониал, кстати, повторялся перед каждой партией. В первой зафиксирована ничья — не так уж плохо! Такой же результат получился после ристалища с вьетнамцем Льемом. А третий поединок с восходящей звездой российских шахмат Артемьевым принес победу, причем в позиции с разноцветными слонами (теория в таких случаях настаивает на ничейном результате)!

— Ну, как настроение? — приветствовал я Антона по окончании первого тура,

— После такого подарка, как в партии с Артемьевым, настроение всегда хорошее. Знаете, я давно отвык от подарков — и в шахматах, и в жизни. Может, что-то в судьбе меняется?

— Как бы то ни было, план набора очков перевыполняется...

— Вы знаете, это такое понятие — план... Старт, конечно, хороший — два очка, есть что обмыть. Я ожидал худшего. Очень опасно — не войти в ритм. Как только соперники почувствуют в тебе жертву, сразу начинают пинать. Это неприятно. А тут люди уже будут ко мне с опаской относиться: с этим парнем нужно поосторожней.

— Не волнуйтесь, завтра все будет хорошо.

— Я вам верю.

Окончание читайте в номере за 28 ноября

Анатолий Мазуренко. Одесса — Бухарест — Одесса



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
17/04/2024
Во вторник, 16 апреля, Владимир Зеленский подписал закон №10449 о мобилизации, который парламент принял 11 апреля...
17/04/2024
В Звягеле, что в Житомирской области, состоялся чемпионат Украины по вольной борьбе в возрастной категории U-20...
17/04/2024
В Луцке состоялись Всеукраинские соревнования по стрельбе из лука среди сильнейших юниоров и кадетов...
17/04/2024
Днепр принимал 1-й в истории турнир Украинской СуперСерии по бадминтону...
Все новости



Архив номеров
апрель 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.032