|
В субботу, 4 июня, на стадионе «Черноморец» состоится благотворительный матч, посвященный памяти известного футболиста, любимца одесских болельщиков Ильи Цымбаларя.
Прекрасно помню его первое появление в составе «Черноморца». 1989 год, «моряки» принимают тбилисское «Динамо». На левый край полузащиты выходит худощавый паренек явно не атлетического сложения. И началось!
Что вытворял он тогда в своем дебютном матче! Собирал вокруг себя нескольких человек и каким-то невероятным образом буквально проскальзывал сквозь частокол ног соперников, оставляя их с носом. Потом это стало его фирменным знаком. А тогда пахнуло чем-то волшебным: вспомнились времена неповторимых дриблеров — Месхи, Лобановского, Метревели...
В той встрече он даже отличился забитым мячом, но и без него в считанные минуты влюбил в себя двадцать тысяч зрителей, собравшихся на трибуны стадиона ЧМП.
Футбол демократичен. Есть в нем место неукротимым бойцам, не жалеющим в борьбе ни себя, ни соперника. Особо ценятся тренерами «инженеры»: все у них рассчитано, каждое решение проверено «алгеброй», продиктовано логикой. Но существует в футболе и крайне редкая категория игроков — «художники».
Таким художником был Илья Цымбаларь. Наблюдая за его действиями, я ловил себя на мысли, что забываю о счете на табло, что мои болельщицкие эмоции отходят на второй план, уступая место безоглядному восхищению (какое счастье, что Илюше не пришлось играть против «Черноморца»).
Давно-давно довелось прочесть воспоминания двукратного чемпиона мира в составе сборной Бразилии Нильтона Сантоса. Сравнивая Пеле и Гарринчу, он рассуждал приблизительно так. Пеле все делает правильно, выбирая самый оптимальный вариант решения задачи, противостоять ему крайне сложно, но возможно. Гарринча же сам не знает, что сотворит в следующее мгновенье, выиграть единоборство у него можно лишь случайно. Стиль, исповедуемый Цымбаларем, напоминал Гарринчу.
И финал их футбольной и земной жизни получился схожим.
Он ушел из жизни непростительно рано. Но осталась в памяти истинных любителей спорта его игра, остались друзья. Именно друзья стали инициаторами благотворительного матча. А всю организационную работу возглавил лауреат конкурса «Вечерней Одессы» «Люди дела», президент Ассоциации ветеранов спорта в Нью-Йорке Эдуард Лучин, первым разглядевший когда-то в шустром мальчонке будущего футбольного гения.
— Что меня сразу поразило, так это его горящие глаза, — вспоминает Эдуард Петрович. — Он буквально жил футболом. И, лишившись футбола, сгорел. Его ранняя смерть стала моим личным горем. И когда от другого моего воспитанника, верного друга Ильи Юрия Никифорова узнал, что на могиле Цымбаларя до сих пор нет памятника, решил во что бы то ни стало исправить эту несправедливость. Сразу же откликнулись футбольный клуб «Черноморец», коллеги-футболисты. И 4 июня на Новогородском (Таировском) кладбище (участок № 346, линия 4, место № 1) в 11.00 состоится открытие памятника.
А спустя несколько часов, в 17.00, на поле стадиона «Черноморец» выйдут команды друзей Ильи Цымбаларя, возглавляемые его сыновьями — Олегом и Сергеем.
В матче предполагается участие известных футболистов из разных стран мира: обладателя «Золотого мяча» лучшего футболиста Европы 1986 года Игоря Беланова, олимпийского чемпиона 1988 года Игоря Склярова, победителя Кубка обладателей Кубков европейских стран и Суперкубка Европы 1975 года Леонида Буряка, серебряного призера чемпионата Европы 1988 года Виктора Пасулько, участников чемпионатов мира и Европы Юрия Никифорова, Андрея Канчельскиса, Сергея Юрана, Юрия Калитвинцева и многих других футбольных гроссмейстеров.
Трудно быть гением, трудно находиться рядом с гениями. Об Илье все вспоминают как о жизнерадостном, веселом, легком человеке. Просто он был обыкновенным волшебником.
Анатолий Мазуренко