|
Одесситы, на выход! — прозвучала команда ведущего, и через несколько минут все пространство перед сценой оказалось заполненным. Олимпийские чемпионы и призеры, заслуженные тренеры и верные служители спорта, не обремененные пышными регалиями, они, можно смело утверждать, составили ядро олимпийского бала, состоявшегося в одном из ресторанов Бруклина.
Такое «засилье» одесситов никого не удивило, потому что главным организатором грандиозного действа, его душой, является наш земляк, спортивный журналист, исполнительный директор Ассоциации ветеранов спорта в США Эдуард Лучин.
— У нашей Ассоциации — юбилей, — рассказывает Эдуард Петрович. — Нам исполнилось уже десять лет. За эти годы мы провели несколько футбольных турниров, посвященных памяти Валерия Лобановского; мемориал нью-йоркского полицейского Руслана (Рассела) Тимошенко — эмигранта из Белоруссии, погибшего в 2007 году при задержании трех особо опасных преступников; соревнования, посвященные памяти жертв 11 сентября; детский турнир по баскетболу; матч Россия — США по бальным танцам; два хоккейных праздника с участием ветеранов НХЛ и России и много еще чего. Кроме того, каждый год Ассоциация организует олимпийские балы, куда приглашаются ветераны спорта со всего мира.
В этом году одесский «десант» был немногочисленным, но весьма представительным. Особый вес ему придавало присутствие двух олимпийских чемпионов 1972 года — стрелка Якова Железняка и десятиборца Николая Авилова. Не меньшей популярностью пользовался и многолетний капитан «Черноморца» Вячеслав Лещук. Его супруга Елена (в прошлом известная гимнастка), пресс-атташе «Черноморца» Сергей Мартынов и автор этих строк составляли скромную «группу поддержки» великим.
Но одесситов бывших, как известно, не бывает. Каких только радостных встреч не произошло на балу! Из Мичигана приехала абсолютная чемпионка барселонских Игр по спортивной гимнастике Татьяна Гуцу, из Лос-Анджелеса — наставник олимпийского чемпиона Мюнхена по велоспорту Владимира Семенца Александр Зайдман, полноценными ньюйоркцами стали вице-чемпионка Мехико Любовь Рудовская и ее муж Станислав... А вот и «маленький мощный человек» (выражение заслуженного тренера Украины Викентия Юхневича) Александр Пуриц — один из тех, кто создавал в Одессе борцовскую школу, Альберт Кривошеев (его брат Абрам в 1960 году в составе сборной СССР выступал в олимпийском Риме) много лет возглавлял спортклуб Одесского мединститута. Четырехкратный олимпийским чемпион по плаванию Ленни Крайзельбург спортивную славу добывал под флагом США, но и он имеет к Одессе самое непосредственное отношение.
— С папой Лёни Аликом мы знакомы много лет, — вспоминает Яков Железняк. — Он — истинный фанат спорта, настоящая ходячая энциклопедия. Перед тем, как эмигрировать, он с сыном пришел ко мне домой попрощаться. Тогда вышла книга из серии «Легенды советского спорта», посвященная мне. Алик попросил написать на ней на память несколько слов. И я пожелал Леониду, которому уже исполнилось 14 лет, и он показывал приличные результаты в плавании, олимпийских успехов. Сегодня спросил уже четырехкратного олимпионика, помнит ли он об этом эпизоде, тот отрицательно помахал головой. Но все так и было, как я рассказываю.
Крайзельбург, хотя и не помнит о пожелании-прогнозе знаменитого земляка, от своих корней не отказывается:
— Именно в Одессе были заложены основы всех моих дальнейших достижений. Я благодарен родному городу и людям, меня воспитавшим. Очень рад сегодня встретиться с легендами мирового спорта.
Легендарный (абсолютно точное определение) Матвей Черкасский на праздник прибыть не смог, но спустя несколько дней выбрался на встречу с земляками. После осколочного ранения на фронтах Великой Отечественной войны ему хотели ампутировать ногу, но он уговорил хирургов этого не делать. Затем последовали десять операций, в результате которых одна нога стала немного короче. Казалось бы, о каком футболе может идти речь?! А он уже в своем первом послевоенном сезоне, играя на левом фланге нападения, забил 14 мячей, в 1949 году в составе «Пищевика» стал победителем первенства СССР во 2-й группе. Проведя за одесские клубы более 130 матчей, удачливый форвард перешел на тренерскую работу — входил в штабы «Авангарда» (Желтые Воды), «Локомотива» (Винница), «Днепра» (Днепропетровск), возглавлял одесский СКА и херсонский «Локомотив». Но самая яркая страница в спортивной биографии Матвея Леонтьевича — работа в «Черноморце», где он 14 лет верой и правдой служил в должности помощника главного тренера, а его «шефами» были такие «зубры», как Николай Морозов, Никита Симонян, Анатолий Зубрицкий. Не менее плодотворно трудился Черкасский и в качестве завуча СДЮШОР «Черноморец». Сотни его воспитанников играли и продолжают играть в профессиональных футбольных клубах. И сегодня Матвей Леонтьевич в строю, тренируя юных спортсменов в нью-йоркской футбольной школе... ну, конечно же, «Черноморец». Маленькая деталь: в этом году М. Черкасскому исполняется 90 лет!
— Давно не испытывал такой радости, — растрогался ветеран. — Ваш приезд для меня — настоящее счастье. Как там мой родной «Черноморец»?
Не меньше эмоций вызвала встреча сослуживцев по спортроте Одесского военного округа Семена Рудлера и Якова Железняка. Железняк, как известно, стал олимпийским чемпионом и мировым рекордсменом, а Сима, как его зовут товарищи, больше проявил себя как искусный ювелир. Но, достигнув солидного возраста, стал догонять своего именитого земляка по количеству мировых рекордов, правда, ветеранских. Знаете, какого веса штангу толкает этот 75-летний атлет? Порядка 160 килограммов! С ума сойти!
Владимир Полосин в свое время был непримиримым соперником Я. Железняка в стрелковом тире, но это никак не отразилось на взаимоотношениях спортсменов. Одессит не раз встречал радушный прием в Таджикистане, где проживал Полосин, а душанбинца всегда были рады видеть на берегах Черного моря. Владимир со временем перебрался в США и когда узнал, что его старинный друг приезжает в Америку, сделал все возможное для того, чтобы попасть на бал, причем привез с собой жену, сына и дочь.
Для того, чтобы встретиться на олимпийском балу, не обязательно пересекать океан. Серебряный призер Олимпийских игр по волейболу Любовь Рудовская уже много лет живет в Нью-Йорке, там же «прописан» и Аркадий Гройсман. Когда-то он тренировал Любу в ДЮСШ-2, а потом передал способную ученицу в «Буревестник» под начало другого знаменитого наставника Юрия Курильского.
— С Аркадием Григорьевичем мы дружны до сих пор, — рассказывает Л. Рудовская. — Часто перезваниваемся, но увидеться удается редко. Так что я благодарна людям, устроившим столь великолепный праздник. Я словно вернулась в юность: поездки на соревнования в плацкартных вагонах, гостиничные номера по 5-8 человек, сатиновые шаровары, тапочки за 2 рубля 50 копеек — атмосфера того времени незабываема.
— Я рад за людей, которые в свое время вынуждены были уехать из Одессы ради элементарного выживания, — говорит Николай Авилов. — Вспомните, какая участь постигла многих выдающихся спортсменов в начале 90-х годов прошлого века. Многие поехали, как Люба, в поисках работы и, пройдя через немалые испытания, выстояли и нашли себя в новой жизни. Мало того, беседуя с Рудовской, я понял, что эта страна заставила ее трудиться по-иному: с одной стороны, с повышенной отдачей, с другой — Люба осознала свою истинную цену. В период с 1971-го по 1979 год я пять раз бывал в Штатах. Но что это были за посещения? Прилетели, поселились, поспали, размялись, отсоревновались, банкет, самолет — такова спортивная жизнь. Сейчас я впервые краем глаза увидел страну. Почему краем глаза? Да потому, что каждая минута была расписана, некоторые знакомые даже обижались из-за того, что не смог уделить им достаточного внимания. Но все равно со многими удалось пообщаться — выпить по кружечке пива, вспомнить Одессу, молодость, которую уже не вернуть.
Когда-то на балах танцевали мазурку, польку, менуэт. Потом их сменили вальс и танго. В Нью-Йорке самым популярным танцем был «семь-сорок». Вы, наверное, догадываетесь, почему?
Анатолий Мазуренко
Одесса—Нью-Йорк—Одесса. Фото автора.