|
Итак, выборы Одесского городского совета состоялись. Прошёл и первый тур выборов городского головы. Что же показало голосование? Первое, на что можно обратить внимание, — это неожиданно низкие результаты кандидата в мэры, считавшегося основным.
Напомним, что на старте избирательной кампании, в сентябре, социологические опросы фиксировали следующие результаты: за Геннадия Труханова были готовы проголосовать свыше половины избирателей от числа определившихся с выбором. На втором месте был кандидат от команды президента Зеленского, Олег Филимонов, с рейтингом в 10%. Было логично предполагать, памятуя о сенсационно высокой поддержке Зеленского и его партии в 2019 году, что именно кандидат от «Слуги народа» и будет вторым, просто в силу высокого рейтинга этой политической силы.
При таком развитии событий, по мнению большинства наблюдателей, интрига состояла лишь в том, удастся ли Геннадию Труханову победить уже в первом туре. В любом случае, он легко выигрывал у явно непроходного Филимонова. Впрочем, едва ли это можно было бы назвать его триумфом: по мнению некоторых одесских телеграмм-каналов, всё это делалось в рамках кулуарных договорённостей между действующим мэром и Офисом президента. Их содержание комментаторы описывали вполне единодушно: правящая партия выдвигает заведомо слабого кандидата — взамен ей обеспечивается вторая по численности фракция и место секретаря городского совета. А секретарь — это человек, становящийся и.о. мэра в случае отставки последнего.
Так что Геннадий Труханов после победы фактически оказывался «на коротком поводке» у Офиса президента: любое антикоррупционное дело из числа имеющихся в отношении него в любой момент можно было довести до обвинительного приговора — пусть даже в виде штрафа; а судимость автоматически означала бы отставку и переход власти в городе в руки и.о. мэра — секретаря горсовета от «Слуг народа». Кроме того, Геннадий Труханов якобы согласовал коалицию со «Слугой народа» и «Европейской солидарностью» лишь бы не допустить участия в ней
ОП-ЗЖ. Таким образом, выигрывая выборы, Геннадий Труханов всё равно превращался в политически очень слабую, висящую на волоске фигуру — правда, с возможностью и дальше распределять бюджетные ресурсы. Такое распределение (политика — Киеву, а бюджет — мэру), видимо, наглядно отражало баланс истинных устремлений и чаяний участников этой сделки.
Так или иначе, но ситуация развивалась параллельно всяким планам и договорённостям. Во-первых, рейтинг правящей партии за последние месяцы не просто упал, а рухнул. Во-вторых, значительную поддержку завоевала «Оппозиционная платформа — За жизнь». Явно затянув с официальным выдвижением своего кандидата, оппозиция, тем не менее, сделала сильный ход — назвала им Николая Скорика.
На фоне его прошлого профессионального опыта (министр финансов Крыма, губернатор Одесской области, председатель Одесского областного совета) и нынешнего политического веса (один из наиболее известных и авторитетных депутатов во второй по численности фракции парламента) бледно смотрелся не только Олег Филимонов. Геннадий Труханов, лишь однажды избиравшийся народным депутатом и не занимавший до избрания мэром никаких серьёзных должностей в исполнительной власти, также не имел оснований смотреть на такого оппонента свысока.
Но именно здесь Геннадий Труханов и сделал серьёзную ошибку. Не откликнулся на призыв Николая Скорика провести открытые телевизионные дебаты. Начал вести себя, как безальтернативный, единственный и неизбежно выигрывающий кандидат в мэры. Говоря попросту, давал всем понять, что Одесса и одесситы у него и так в кармане, и ни с кем разговаривать и никого убеждать он не намерен. На дебаты Геннадий Труханов так и не вышел.
Результат первого тура — 35% голосов у Геннадия Труханова (в полтора раза меньше, чем в сентябре!), а у Николая Скорика, едва месяц назад выдвинувшего свою кандидатуру, — около 20%. На первый взгляд, разрыв всё ещё существенный. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно: все, кто хотел поддержать Труханова, — уже сделали это в первом туре. Потенциал роста невелик. А вот Николай Скорик, напротив, может не только продолжить существенное наращивание поддержки, но и сыграть на более высоком антирейтинге нынешнего мэра, объединив вокруг себя его противников.
Мы знаем, что некоторая часть антимайданно настроенных избирателей Одессы традиционно голосует за Труханова как за меньшее зло. От них, конечно, не ускользали заигрывания Труханова с уличными активистами, с Порошенко, с деятелями искусства типа Ройтбурда, его красноречивое молчание о событиях 2 мая, но они не верили в победу более близкого им идеологически кандидата. По крайней мере, считали они, Труханов лучше какого-нибудь персонажа в вышиванке. По очень грубым прикидкам, таких около 10% — разница между количеством голосов за Труханова как за мэра (35%) и за его партию «Доверяй делам» в горсовет (24%). Есть весомые основания предполагать, что во втором туре они предпочтут подчёркнуто оппозиционного Скорика идейно половинчатому, фактически превратившемуся в киевского наместника Труханову. Явно ближе к Скорику и голосовавшие за партию Шария в горсовет — 7%. Не исключено, что появятся на избирательных участках и те, кто в первом туре выбрал тактику бойкота, не веря уже никому и ничему. А это радикально антимайданно настроенные люди и в целом все те избиратели, которые склонны считать, что в городе накопилось слишком много проблем: беспредел псевдопатриотов, криминалитет, коррупция. А таких избирателей по всем опросам — большинство.
Идёт к тому, что второй тур выборов мэра в Одессе будет общегородским плебисцитом: либо за продолжение политики, начатой на Майдане в 2014 году, либо за её решительное прекращение. И высказывания наиболее знаковых фигур одесского майдана — Александра Ройтбурда, Марка Гордиенко и прочих — в поддержку Геннадия Труханова, с которым они уже успели отметиться в социальных сетях, делают именно этот сценарий наиболее вероятным. Особенно на фоне просачивающейся то там, то тут информации о готовящейся коалиции «Доверяй делам» со «Слугой народа» и с «Европейской солидарностью». Вероятно, на сторону Николая Скорика теперь встанут и многие из тех, кто в первом туре голосовал за Труханова, ошибочно видя в нём противовес националистам. Теперь именно в победе Николая Скорика многие будут видеть своеобразный реванш за 2014 год (раз именно о реванше вопят активисты Майдана в социальных сетях), победу Одессы над теми, кто 6 лет издевался над всем, что дорого большинству одесситов, — русским языком, исторической памятью и героями, а также исторической застройкой и ландшафтом города. Перспектива наказания всех, кто творил весь этот беспредел в Одессе, начиная со 2 мая 2014 года, — если не наказания юридического, уголовного, то, как минимум, политического и морального — способна склонить чашу весов однозначно в сторону Николая Скорика.
В случае его победы можно практически гарантировать быстрое создание в городском совете устойчивого, поддерживающего Николая Скорика большинства. Сама по себе фракция «Оппозиционной платформы — За жизнь» обещает быть самой крупной. А вот фракция «Доверяй делам» после проигрыша, скорее всего, мгновенно переориентируется. То, что объединяет этих людей, — это не определённая идеология, а близость к ресурсам городской власти. Можем утверждать, что им не так важно, кто находится в кабинете мэра, сколько сама возможность в него заходить. Вероятно, фракция «Доверяй делам» сразу же начнёт переговоры о вхождении в коалицию для поддержки победителя, а кто-то из неё и напрямую примкнёт к ОП-ЗЖ, что само по себе может дать большинство.
Почти наверняка в это большинство вступит и идейно близкая к оппозиционерам партия Шария, и даже кто-то из «Слуги народа». Поэтому можно прогнозировать — Одесса вполне может войти в новый, 2021 год с новым мэром и с устойчивой коалицией в его поддержку. А уверенная победа оппозиции в городе-миллионнике способна сдвинуть политический баланс и по стране в целом. Так что впереди —большие перемены.
Валерий ПЕСЕЦКИЙ. Специально для «Вечерней Одессы»