За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Політика

Министерская чехарда

№155 (10073) // 18 октября 2014 г.
Степан Полторак

За 7 месяцев в Украине — четвертый министр обороны

Верховная Рада 14 октября голосами 245 депутатов утвердила представленную Президентом П. Порошенко кандидатуру командующего Национальной гвардией генерал-полковника Степана Полторака на должность министра обороны. Дискуссии по поводу смены министра обороны традиционно не было, что, на наш взгляд, не очень хорошо. Это уже четвертый министр обороны за последние 7 месяцев. Перед этим Президент принял отставку министра обороны генерал-полковника Валерия Гелетея, хотя ещё 22 сентября заявлял, что не собирается его менять, поскольку не видит ему достойной альтернативы.

Президент отметил, что весомым аргументом для него при принятии решения о назначении С. Полторака на пост министра обороны стал его авторитет среди военных, профессионализм и высокие организационные способности, которые тот проявил на посту командующего Национальной гвардией Украины. При этом Президент отметил «высокую дисциплину в войсках и твердый боевой дух», хотя именно в день назначения С. Полторака на пост министра обороны несколько сотен военнослужащих срочной службы из частей Нацгвардии прибыли из АТО к стенам Администрации Президента, требуя увольнения в запас.

По мнению многих экспертов, главной причиной увольнения В. Гелетея стала трагическая гибель нескольких сотен украинских военнослужащих в Иловайском котле. Ещё 25 сентября фракция партии «Батькивщина» в Верховной Раде обратилась к П. Порошенко с призывом уволить В. Гелетея с поста министра обороны из-за допущенных просчётов и бездеятельности во время боев под Иловайском. Однако прошло полтора месяца, прежде чем П. Порошенко решился на это. Тем не менее, Президент поблагодарил В. Гелетея «за службу в крайне сложных условиях» и назначил его начальником Управления государственной охраны Украины, где он служил в 2007—2009 гг. Некоторые эксперты считают, что, уволив В. Гелетея с поста министра обороны, глава государства ещё больше приблизил его к себе. Как бы там ни было, В. Гелетей остается в команде Президента.

Назначение С. Полторака на пост министра встречено весьма неоднозначно среди экспертов и экс-министров. Так, экс-министр обороны А. Кузьмук, единственный из 17 министров обороны за 23 года независимости Украины, прослуживший в целом 6,5 лет на посту министра, считает, что С. Полторак — «самый эффективный и вселяющий надежду кандидат на пост министра обороны, у него есть свой взгляд на формы и методы современной вооруженной борьбы». Похоже, что весьма опытный генерал армии А. Кузьмук (назначенный А. Турчиновым своим советником) так и не понял, что министр обороны по своему статусу должен быть не столько военным стратегом, сколько политиком и администратором в военной сфере. Но об этом более детально я хотел бы сказать ниже.

Противоположного мнения о С. Полтораке придерживается экс-министр обороны, лидер партии «Гражданская позиция», народный депутат Украины А. Гриценко: «Не такой министр сейчас нужен во главе украинской армии. Объективно милицейский генерал Полторак не имеет стратегического видения развития современной армии. Он не сможет активно отстаивать потребности армии в правительстве и в СНБО. Полтораку будет трудно на равных общаться с министрами обороны стран-партнеров». Следует отметить, что А. Гриценко также был против назначения В. Гелетея на пост министра обороны, который, по его словам, «ни одного дня не служил в армии, работал в милиции и за полтора года незаслуженно вырос от полковника до генерал-полковника».

На наш взгляд, такую частую смену министров обороны никак нельзя назвать позитивным явлением. Во-первых, министры не успевают «врасти» в ситуацию в Вооруженных Силах, изучить деловые качества командного состава в войсках и штабах. Во-вторых, частая смена руководителей Минобороны отрицательно сказывается на управляемости войсками.

В-третьих, это усложняет военно-техническое сотрудничество со странами НАТО. И подобных отрицательных моментов можно назвать ещё много.

Проблемы с министрами обороны у нас возникают не только из-за их недостаточной компетенции, но и, как минимум, по двум другим объективным причинам. Во-первых, министры обороны часто пытаются выполнять не присущие их должности функции. Несмотря на то, что по статусу министр обороны — это, прежде всего, администратор, который обязан обеспечивать взаимодействие между ВС и высшим руководством государства и реализовывать его решения в военной сфере, у нас почему-то перед министром обороны ставится задача руководства военными действиями. По крайней мере, в сводках с фронта имя министра обороны В. Гелетея фигурировало значительно чаще, чем имя начальника Генерального штаба В. Муженко, в обязанности которого входит непосредственное руководство военными операциями в военное время.

Как известно, критическая ситуация для наших войск создалась в районе Иловайска накануне Дня Независимости, однако и В. Гелетей, и В. Муженко, вместо того чтобы выехать на фронт, занялись подготовкой военного парада в Киеве. Очевидно, в качестве тренировки перед парадом в Севастополе, который в день своего назначения на пост министра обороны обещал провести В. Гелетей. 23—24 августа, когда Россия массово ввела свои войска на территорию Донбасса, ни В. Гелетей, ни В. Муженко никаких решений для предотвращения катастрофы не приняли. Единственное, что они говорили, это — «Держаться!»...

По законодательству министр — это политическая фигура, которая занимается развитием Вооруженных Сил, их финансированием, реформированием, обеспечением вооружением и военной техникой. В обязанности министра обороны входит разработка военной доктрины, стратегии использования Вооруженных Сил в мирное и военное время. Другими словами, министр обороны не обязательно должен быть военным стратегом, однако желательно, чтобы он был специалистом в военной сфере. В большинстве стран НАТО пост министра обороны занимают гражданские лица и даже женщины. В настоящее время в таких европейских странах, как Германия, Нидерланды, Швеция, Норвегия и Литва, министрами обороны являются женщины. При этом в Норвегии это уже третья женщина-министр обороны, а в Швеции — пятая. В 2008 году был уникальный случай, когда министерство обороны в Испании возглавила беременная женщина по имени Карме Чакон...

Во-вторых, много проблем в сфере руководства войсками возникало и возникает из-за того, что украинско-российская война у нас почему-то называется «антитеррористической операцией», хотя сам Президент П. Порошенко неоднократно в своих официальных выступлениях называл эту войну отечественной. Отсюда исходит управленческая неразбериха, поскольку, кроме Вооруженных Сил, в боевых действиях на Донбассе принимают участие Национальная гвардия, спецподразделения МВД и СБУ, Госпогранслужба и добровольческие отряды. И кто же ими руководит? Если у нас формально АТО, то, в соответствии с законодательством, им руководит первый заместитель председателя СБУ, он же руководитель Антитеррористического центра — межведомственного координационного органа. До 8 июля с.г. эти функции выполнял генерал-лейтенант В. Крутов, затем генерал-полковник В. Грицак. Однако мало кто и мало что слышал об их деятельности. И мало кто представляет, как именно этот Антитеррористический центр осуществляет свои координационные функции между Вооруженными Силами, МВД, Госпогранслужбой, Нацгвардией и добровольческими отрядами.

Многие эксперты неоднократно указывали на несоответствие между характером боевых действий и способами управления ими. Для противодействия масштабному вторжению российских войск на Донбассе необходимо ввести систему руководства государством в условиях военного времени и создать Ставку Верховного Главнокомандующего в лице Президента Украины. С такими рекомендациями выступил Экспертный совет по вопросам национальной безопасности. Ведь до сих пор, де-юре, боевыми действиями руководит первый заместитель председателя СБУ, что является недопустимым в условиях массированного военного вторжения России на Востоке Украины. Руководство военными операциями де-юре и де-факто должно быть передано Генеральному штабу Вооруженных Сил Украины. Кроме того, нужно уже сегодня начать всестороннюю подготовку к введению правового режима военного положения в государстве, в частности, внести необходимые изменения в соответствующие законодательные акты. Другими словами, в максимально сжатые сроки необходимо подготовить оборону страны на случай более масштабной агрессии со стороны России.

То обстоятельство, что Президент Украины П. Порошенко недавно назначил своим советником и руководителем Комитета по вопросам разведки бывшего председателя СБУ (сентябрь 2003 г. — февраль 2005 г.) Игоря Смешко, выступающего за создание Ставки Верховного Главнокомандующего, вселяет надежду, что в случае возобновления широкомасштабных боевых действий такой управленческий орган, наконец, будет создан, и, соответственно, в стране будет введено военное положение.

Алексей Волович. Кандидат исторических наук, полковник в отставке



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
15/01/2025
Володимир Зеленський наступного вівторка, 21 січня, візьме участь у Всесвітньому економічному форумі, який пройде у швейцарському Давосі...
15/01/2025
Погода в Одесі 17—22 січня
08/01/2025
ПрАТ «Українське Дунайське пароплавство» завантажило перші у новому році 10 тис. тонн залізорудної сировини на експорт...
08/01/2025
Понад 11 мільйонів українців подали заявки на виплату тисячі гривень за програмою «Зимова єПідтримка». При цьому 8 мільйонів людей уже отримали ці гроші...
Все новости



Архив номеров
январь 2025:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31


© 2004—2025 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.050