|
Именно так — «холостым выстрелом» — назвала председатель Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Анна Герман состоявшиеся в среду, 2 декабря, парламентские слушания о свободе слова в региональных СМИ.
«Мне кажется, что даже малой части тех проблем, с которыми приехали люди из регионов, не прозвучало. Мне жаль, что, в сущности, мы сегодня сделали холостой выстрел. Но еще больше мне жаль, что разговор, который мы здесь вели, так и останется в этом зале», — заявила Анна Герман.
В сессионном зале, отмечу сразу, во время слушаний присутствовало не более десяти народных депутатов, и то, в основном, те, кто записался на выступление. Предполагается, что в таких заседаниях ВР принимают участие не только народные депутаты, но и представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, творческих союзов, общественных организаций, ученые... Не пришло на слушания и большинство аккредитованных при Верховной Раде журналистов, им, столичным мэтрам, не до наших региональных проблем. Хотя, по большому счету, разве они — региональные? Разве утверждение принципов свободы слова, читай — спасение этих принципов, которые сегодня в значительной степени нивелированы и в центре, и на местах, — не есть проблема страны, стремящейся быть демократической, именующей себя таковой?
Утешает лишь то, что велась прямая трансляция слушаний телеканалами «Рада» и Первым Всеукраинским.
На следующий день после слушаний «походила» по форумам разных сайтов с тем, чтобы отследить, смотрели ли прямую телетрансляцию и как отреагировали наши сограждане на первые сообщения о ходе парламентских слушаний о свободе слова, были ли они интересны широкой общественности или только коллегам-журналистам. И, честно говоря, удивилась большому количеству интересующихся этой проблемой и желающих высказать личное мнение. Весьма заинтересованное, отмечу, мнение, что свидетельствует только об одном — вопрос о состоянии свободы слова в стране и в отдельных регионах волнует не только работников средств массовой информации, но и читателей газет, телезрителей, радиослушателей, которыми являемся практически мы все.
Но вернемся непосредственно к слушаниям. Как мы уже сообщали, их началу предшествовал конфликт между председателем профильного Комитета ВР регионалкой Анной Герман и ее первым заместителем бютовцем Андреем Шевченко, который обвинил председателя Комитета в единоличном отборе выступающих. Однако конфликт быстро уладили, Анна Герман объяснила, что ее действия были направлены лишь на то, чтобы как можно большее количество журналистов из регионов имело возможность рассказать о своих проблемах.
Увы, благородное это желание не было реализовано. Слово с парламентской трибуны получили лишь несколько представителей журналистского корпуса. Львов, Днепропетровск, Ивано-Франковск, Харьков, Черновцы... Отмечу сразу, все выступившие журналисты говорили о проблемах кричащих. Во многих регионах редакционным коллективам приходится отстаивать свое право на свободу слова в жестких схватках с местной властью. Журналистов преследуют за критику, судят и бьют, увольняют с работы, лишают служебных помещений... Журналистам угрожают, их запугивают. И используют для распространения «черного пиара» в борьбе политиков за власть.
«Мониторинг Уполномоченного по правам человека свидетельствует, что свободу слова на региональном уровне власть держит на «голодном пайке», вмешивается в редакционную политику, в творческую деятельность, таскает по судам по надуманным исковым заявлениям, а неугодные или слишком независимые журналисты оказываются в конце концов на улице», — цитата из выступления Нины Карпачевой.
Однако конкретных примеров вышесказанного прозвучало с трибуны ВР всего несколько...
«Уже во время проведения слушаний был полностью изменен список докладчиков — вместо представителей региональных СМИ трибуна была отдана на откуп политикам, чиновникам и депутатам, которые напрямую заинтересованы в уничтожении свободы слова», — рассказал ИА «Новый регион» директор одесского телеканала «АТВ» Александр Филиппов. И подчеркнул: «Уже сейчас понятно, что парламентские слушания ни в коем случае не решат главных проблем, если они проводятся с подтасовками и бессовестным игнорированием мнений собственно журналистов». (Здесь вынуждена отметить, что хоть редактор «Вечерней Одессы» и была в списке приглашенных на слушания в парламент, само это приглашение к нам ни в каком виде не поступило, о наличии моей фамилии в списках приглашенных рассказали уже вернувшиеся из Киева коллеги. Поэтому тут и далее вынуждена ссылаться не на свои впечатления, а на мнение непосредственных участников обсуждения).
Право рассказать о ситуации со СМИ в Одессе, увы, получили тоже не журналисты. Хотя, как отметила еще в сентябре сего года Анна Герман в письме творческому коллективу телекомпании «АТВ», именно «начатая некоторыми политическими силами и гражданскими организациями кампания, целью которой является запрет деятельности и лишение одесского телеканала «АТВ» возможности выхода в эфир, стала поводом для инициирования Партией регионов наискорейшего проведения парламентских слушаний относительно состояния свободы слова в региональных средствах массовой информации». Тогда же, в сентябре, председатель профильного Комитета ВР пригласила представителей опального телеканала на слушания «с докладом проблемной ситуации» и сдержала слово — журналисты «АТВ» были в сессионном зале, а Григорий Кваснюк — и в списке выступающих, однако слова не получил. Можно предположить, что в этом сыграл свою роль вице-спикер парламента Николай Томенко, который вел заседание и корректировал список выступающих согласно своим симпатиям.
О ситуации со свободой слова в одесских СМИ в Верховной Раде докладывали... депутат Одесского городского совета, лидер общественной организации «Пятая студия» Марина Багрий-Шахматова, бывший редактор газеты «Юг», бывший народный депутат и бывший заместитель городского головы Э. Гурвица Владимир Куренной, народные депутаты Алексей Костусев и Юрий Кармазин.
«...В своем докладе, — отмечает Александр Филиппов, — Марина Багрий-Шахматова сообщила, что Одесса — спокойный и толерантный город, а оппозиционный телеканал «АТВ» якобы искусственно подогревает протестные настроения. Прямо во время ее доклада по Одессе проходил марш националистов под расистскими и националистическими лозунгами «Украина — для украинцев», «Защитим украинское жизненное пространство»...
Одесситы еще отличились и тем, что ряд промэрских общественных организаций организовали пикет перед зданием Верховной Рады, встречая журналистов выкриком «Ганьба!»
Фактически о попытках закрытия телеканала «АТВ», о нападении на двух журналистов этого телеканала, о препятствовании местными чиновниками под видом ремонта крыши деятельности оппозиционных теле- и радиоканалов («АРТ», «ГРАД» и других) на слушаниях говорил лишь председатель НСЖУ Игорь Лубченко, которому все-таки дали слово. Естественно, в перечне десятков других такого же рода примеров давления на СМИ, которые вошли в заявление участников состоявшегося утром 2 декабря пленума правления НСЖУ. Документ, который зачитал глава Союза журналистов, озаглавлен так — «О кризисном состоянии региональных средств массовой информации» и начинается словами: «Национальный союз журналистов Украины глубоко встревожен тем, что политическая ситуация в государстве, усложненная острыми противоречиями между Президентом и Премьер-министром, развязала руки олигархам и чиновникам для наступления на свободу слова, права журналистов...».
Если же отвлечься от сугубо одесских проблем со свободой слова, то многих наших коллег озадачил и такой факт. «На парламентских слушаниях создали удивительный прецедент — вместо защиты свободы слова предложили усилить цензуру, сославшись на «липовые» опросы населения, якобы сами украинцы высказались за введение моральной цензуры в стране. Интересно, что Национальная комиссия по морали сама втихомолку разработала и предложила создать механизм для воплощения этой безумной идеи. Она предполагает организацию областных цензорских комитетов. Все мы прекрасно представляем, какие церберы могут войти в состав этой структуры», — пишет эксперт «Нового региона».
«...К сожалению, нужно констатировать массовые нарушения свободы слова, как со стороны центральной власти, так и со стороны местных органов власти, — сказано в итоговом документе слушаний — проекте рекомендаций (окончательный их вариант будет готов дней через 10). — Речь идет об откровенной и скрытой цензуре, о политическом, экономическом и финансовом давлении на журналистов и средства массовой информации со стороны власти и собственников средств массовой информации. Это имеет место как в печатных СМИ, так и в сфере телевидения и радиовещания. В обществе усиливается тревога по поводу фактов преследования журналистов, использования средств массовой информации для распространения «черного пиара», сокрытия от граждан общественно значимой информации или ее перекручивания... Острой становится необходимость усиления правовой ответственности органов государственной власти и их должностных лиц за незаконные действия, направленные на ограничение свободы слова и права на информацию...»
Обсуждение итогов парламентских слушаний, безусловно, будет еще продолжаться. Хочется верить: проблема интересна не только журналистам.
Лариса Бурчо