За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Культура

Подари себе счастье, если умеешь

№67—68 (10328—10329) // 16 июня 2016 г.
Подари себе счастье, если умеешь

Как сообщила наша газета в номере от 14 июня, известный одесский театральный художник Станислав Зайцев отметил полмесяца назад юбилей: дату почтенную и круглую. Мы встретились с ним и его женой, керамистом Ниной Федоровой, в его мастерской, в Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного.

В ТЕКУЩЕМ репертуаре Музкомедии заслуженному художнику Украины Станиславу Зайцеву принадлежит оформление спектаклей «Винни-шоу», «Граф Воронцов», «Кентервильское привидение», «Скрипач на крыше», «Хелло, Долли!», «Целуй меня, Кэт!», «Бременские музыканты», «Дон Сезар де Базан», «Золушка», «Моисей», «Ночь перед Рождеством», «Первая любовь Дон Жуана», «Ромео и Джульетта», «Сильва», «Тетка Чарлея», «Хаджибей...». Сейчас сценограф работает над оформлением новой версии «Веселой вдовы».

В городе его зовут «Слава Зайцев», — понятное дело, с чисто одесской иронией применяя к нему имя московского корифея гламурной моды и подразумевая при этом, что наш Слава — таки лучше. Подчас так пишут и в афишах, и в программках: «Слава». Так его и станем называть здесь...

— Одесса замечательна тем, что здесь прекрасно уживаются творческие пары и двум медведям в одной берлоге не тесно. Ведь жизнь зачастую жестко демонстрирует, что кому-то одному приходится поступиться амбициями. Поделитесь секретом семейного долгожительства...

— Во-первых, у нас разные берлоги, — смеется в ответ Слава. — Моя здесь, а у Нины керамическая мастерская. Мы если что и делим друг с другом, то впечатления. Мы не соперники. Я не амбициозен. Никогда никому не завидую. И никем не стремлюсь стать.

— У Славы нет амбиций, — подхватывает Нина. — Знаете, замечательно написала в своей книге корифей Музкомедии Евгения Дембская: «Я никогда и никому не завидую». Это главное. Заметили ли вы на нашей нынешней выставке: это симбиоз двоих. А творчество мы воспринимаем как забаву. Это серьезная «забава», она требует огромного труда, но... не стоит относиться к самому себе очень уж серьезно. Графика, которую показал Слава в Музее Пушкина, это его отдохновение в промежутках между спектаклями.

...Ничего себе отдохновение. В маленьких графических листах, исполненных мягкими цветными карандашами, отточенное мастерство. А на стене мастерской висят такие роскошные выставочные эскизы костюмов, что я ахнула: да нельзя держать такое под спудом, пусть люди видят! Я буду приставать к директору театра Елене Григорьевне Редько, чтобы нашла местечко для этих эскизов в фойе. На видном месте — чтобы никто не увел.

— Работа сценографа, оформителя спектакля, очень сложна и тяжела не только физически, — поясняют супруги в два голоса. — Приходится взаимодействовать с большим количеством разных людей, от режиссера и актера до рабочих цехов и сцены. Столько подводных камней, столько внезапных конфликтных ситуаций, которые надо уметь погасить.

— Когда у Славы сдача спектакля, я переживаю больше, чем он, — признается Нина. — Он-то театральный человек с колыбели.

— Отец режиссер, мать актриса, игрушка — подмакетник, — улыбается Слава.

...Отец Славы, Николай Васильевич Зайцев, родился в Туле, в семье заводского рабочего, принадлежавшего, что называется, к высококвалифицированной рабочей элите, и учился в бывшем Тенишевском училище, которое затем превратилось в знаменитый ЛГИТМиК, и этот вуз уже окончил Слава. Николай Васильевич был учеником режиссера-педагога Александра Брянцева — основателя и руководителя первого в России театра для детей в 1921 году. Приехав в Одессу, Николай Зайцев основал Одесский театр юного зрителя.

А мама родом из Николаева: Антонина Пенчковская — актриса Одесского русского театра. Дед по матери — поляк.

У Нины отец был моряк, капитан и старпом дальнего плавания, на грузовых судах и на «пассажирах», а мама — «одесситка, и была... при папе». А вот бабушка по отцу работала костюмером в Оперном театре, крестный танцевал в балете, так что Нине тоже с детства знаком запах кулис.

«Наверное, есть какое-то предопределение, — говорит Нина. — Выходит, мы со Славиком с детства пересекались, но не знали об этом. Моя мама дружила с сестрой его мамы. Вот ведь какие «узоры», как выражался Набоков, были заложены. А теперь нам иной раз и на улице говорят: как вы похожи».

Славу Зайцева, как всякого одесского ребенка, «истязали» игрой на фортепиано. Получив аттестат музыкальной школы, юное дарование сунуло его в ящик письменного стола и попросило для себя у родителей репетитора по... рисованию. И, не держа доселе карандаша в руках, авантюрно с первой попыки поступило в «Грековку». Времена были суровые для художников: начало 60-х, — под запретом имена Кандинского и Малевича, Бакста и Сомова, Бурлюка и, само собой, Дали... Я изумляюсь: такого не упомню, — когда же этот революционный взрыв случился, было «нельзя» и вдруг стало «можно»? А на памяти Славы — бунтарские эскапады студентов художественного училища, пишущих углем на его стенах запретные имена, имевшие отношение к Одессе: Бурлюка и Кандинского. Администрация заставляла потом закрашивать.

Педагогом Славы по живописи была покойная Дина Михайловна Фрумина — изысканный, мудрый и непризнанный официозом художник, кумир творческой молодежи. Слава резко выбивался по манере из «южнорусской традиции». Зато педагог в своей поздней книге отметила его как мастера композиции. И написала однажды портрет Нины...

«ТЕМА ТЕАТРА нас с Ниной объединяет, — говорит Слава. — Ее керамика тоже ведь театральна». И Нина, признающаяся, что любит театр только как зритель, вслух размышляет о том, что, вообще-то, человек разумный — человек играющий. И керамика тоже — игра. Все виды человеческой деятельности можно воспринимать как игру. И жить так — играть, а не серьезничать. Да уж, сегодня, когда сплошь и рядом не до смеха, ваша покорная слуга называет сие: «Включай Кустурицу!..».

...Они увлекательно рассказывают мне о своих театральных пристрастиях. О том, что образцом для Славы всегда был сценограф Сергей Бархин, игровой и очень праздничный изобразительно. Восхищаются московской театральной «Лабораторией» Дмитрия Крымова — художника и режиссера, сына знаменитого в СССР режиссера Анатолия Эфроса и театроведа Натальи Крымовой. Увлечены творчеством француза Филиппа Жанти, который не только кукольник, — помните балет страусят и лисий хвост перед фотокамерой в «перестроечном» сериале «Мир кукольного театра» с З. Гердтом-ведущим? Рекомендуют найти в Интернете оперу «Евгений Онегин», поставленную в Большом театре Дмитрием Черняковым: пуритане от музыки плюются, но это, мол, такая революция, что теперь всякая традиционная постановка выглядит безнадежной архаикой...

И очень сокрушаются оба — и я вместе с ними, — что нет в Одессе былого авторского, режиссерского театра, с внятной и увлекательной творческой программой. Театр на новом витке вернулся к до-станиславским временам, когда царил — антрепренер. «Бабло рулит», но купец не торопится направить серьезный капитал в театральное дело.

— В последние десятилетия, я это наблюдаю в Одессе, культурные события стали для интеллигенции родом наркотика, способом забыться в неприглядной действительности, а занятия искусством для художников — чем-то вроде пресловутой башни из слоновой кости, чтобы своими цеховыми проблемами как-то вытеснить из сознания внешние, социальные. Вам, похоже, всю жизнь удалось продержаться в этой обороне...

— Башня — вот она, — смеется Слава, обводя рукой мастерскую. — Вся жизнь здесь. И, когда Нина в своей мастерской, а я здесь, мы действительно забываем «за жизнь» и даже если что у нас болит.

— Но вы же принадлежите к интеллектуальному слою художников. Живописцу рефлексировать не обязательно, Господи прости. Театрал — иное дело: ты и читатель, и отчасти режиссер, то есть — психолог. Не может быть, чтобы вы для себя не пытались сформулировать: что же с нами происходит?..

— То, что происходит, воспринимаю как разрушение, — серьезно отвечает Слава. — Становления пока что не вижу. Но!.. Работал я и в СССР, и под развал СССР, работаю сегодня. На мое творчество политические события не влияют. Хотя порой многое возмущает. Вот как, например, людям может прийти в голову идея, тем более выраженная законопроектом, о том, что нужно лишить права голосования людей старше 65 лет?! Нет уж, я на себе крест не собираюсь ставить. Мы с Ниной спасаемся психологически, открывая для себя мир через туризм: дарим себе Испанию с Прадо, Стамбул, Вену с ее потрясающими музеями.

— Не понимаю крайностей в происходящем, — размышляет Нина. — Во времена нашей молодости не только было «всё плохо», было и много хорошего. Мы вот работаем сегодня со студентами. О политике с ними не говорим. Но видим, как им тяжело во всех отношениях, и в психологическом тоже. Мы-то учились бесплатно. А сейчас молодежь не защищена. А вокруг только и новостей: локальные войны, теракты, насилие. Нет, человек — отнюдь не царь природы. Животные мудрее.

А впрочем... вспомним-ка биографию Микельанджело, его сонеты, его эпоху Возрождения: легче было, понятнее? Только сейчас мы начали постигать: легко никогда не бывает. Наша надежда — на возобладание здравого смысла в человеке.

— Жизнь — это противоречие и конфликт, а стало быть, развитие, — резюмирует Слава тоном режиссера в «застольном» периоде и снова улыбается: — Жизнь есть театр.

— А если я банально спрошу про счастье? Оно, вообще, существует?

— Счастье... это же мгновение, — говорит Нина. — Иначе оно бы не воспринималось как счастье. Наслаждение искусством — это тоже моменты счастья. То, что мы со Славой вместе, это счастье: мы понимаем друг друга.

Тина Арсеньева. Фото автора



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
16/07/2025
Одещина впевнено впроваджує «Мрію», повідомляють в Одеській ОВА...
16/07/2025
Прем’єр-міністр України Денис Шмигаль офіційно подав до Верховної Ради заяву про відставку...
16/07/2025
Погода в Одесі 18—23 липня
09/07/2025
З6 по 16 липня в штаб-квартирі ЮНЕСКО (Париж, Франція) Комітет всесвітньої спадщини проводить 47 сесію. Серед інших, розглядаються питання, присвячені нашому місту, зокрема звіт про стан збереження «Історичного центру Одеси»...
Все новости



Архив номеров
июль 2025:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31


© 2004—2025 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.113