|
Музыкальное пространство Одессы становится богаче и разнообразнее. Как уже сообщалось, 13 июня стартовал Первый международный музыкальный фестиваль «Black sea music fest», в котором сложное переплетение музыки и людских судеб далекого прошлого определенным образом связаны с Одессой. Фестиваль состоялся под знаком Сергея Рахманинова. Ведущая фест-программы — Людмила Сергийчук.
В ПЕРВЫЙ день фестиваля исполнялись «Вокализ» (1912) и дебютная опера композитора «Алеко» (1892 — в то время дипломная работа выпускника Московской консерватории). Общеизвестный факт — в основу либретто В. Немировича-Данченко легла поэма А. С. Пушкина «Цыганы», которую опальный поэт начал писать во время ссылки в Одессу (заметим, в этом году исполняется 190 лет со дня ее написания). «Вокализ», созданный спустя два десятилетия, С. В. Рахманинов посвятил уроженке нашего края, выдающейся певице Антонине Неждановой, чье имя ныне носит Одесская национальная музыкальная академия.
Принять участие в фестивале, состоящем всецело из произведений Рахманинова, стало делом чести для руководства, выпускников и студентов академии. Об этом, в частности, напомнила во время открытия в своем приветственном слове член оргкомитета фестиваля, народная артистка Украины, профессор ОНМА им. А.В. Неждановой Галина Поливанова.
Мы стали свидетелями истинно фестивального настроения одесской публики, горячо приветствующей заслуживающие восхищения музыкальные имена, мастерство артистов. Атмосфера в зале — раскованная, и не просто заинтересованная, а музыкально наэлектризованная. Сцена украшена великолепными летними букетами. Удачно, по моему мнению, было выбрано время — завершение концертного и начало туристического сезона в городе.
ПРОГРАММА фестиваля позволяет ощутить силу и величие драматической музыки Сергея Рахманинова — композитора, сформировавшегося на изломе эпох. В программе — исполнение наиболее знаковых сочинений раннего и позднего Рахманинова. Как знать, какого великолепного творца музыки похоронила в своем вулканическом чреве нарождающаяся эпоха: тоталитарная в России, прагматическая в Америке? Как бы то ни было, после 1917-го мы, за редким исключением, можем говорить о Сергее Васильевиче Рахманинове преимущественно как о талантливейшем пианисте и дирижере. В условиях эмиграции заботы о семье, благотворительность в пользу нуждающихся музыкантов советской России вынуждали все время думать о заработке. Одно из немногих сочинений, созданных в эмиграции, — «Симфонические танцы» (1940). Они были исполнены во второй день фестиваля, 15 июня.
Проникнутый светлой грустью знаменитый «Вокализ» исполняют, в большинстве случаев, камерные оркестры, а также в сочетании фортепиано и скрипки или виолончели, но не часто — симфонические коллективы. Это первый подарок фестиваля. Второй — исполнение оперы «Алеко» на сцене Одесской филармонии. Уже давно такого представления на сцене филармонии не было. Это огромная, масштабная работа нескольких коллективов и руководителей, — прежде всего, художественного руководителя фестиваля и НОФО Хобарта Эрла в сотрудничестве с хормейстером академии Галиной Шпак.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ я невольно задавался вопросом: как будут сочетаться выстроенный в правой от зрителей части сцены хор музыкальной академии и на привычных местах — оркестр? Оказалось, что очень органично.
По драматизму незабываемое впечатление произвела начальная сцена главных действующих лиц — Старика, Алеко, Земфиры и Молодого цыгана. Запомнились и другие сцены, в особенности финальная, прежде всего органичностью звучания хора и оркестра. Без массовых сцен и декораций слушатель в большей степени сосредотачивался на музыке и пении. Хочу отметить партии Земфиры (Алла Гаврилина, сопрано) и Старика, отца Земфиры (Игорь Царьков, бас). Сколько чувства, богатства интонаций в каждой пушкинской фразе! Пожалуй, выступление Игоря Царькова и Аллы Гаврилиной — это самый яркий эпизод первого дня фестиваля. Покоряли не только красота и чистота сопрано, выразительность пения, но и свобода сценического поведения артистки (это при том, что в условиях фестиваля сценическое пространство ограничено). В ее пении так много страсти и чувства! Красивый тембр у баритона Андрея Харламова (Алеко) и у тенора Виктора Мельника (Молодой цыган).
Несмотря на временную дистанцию, в который раз восхищаешься талантом девятнадцатилетнего Рахманинова: написать такую вещь за семнадцать дней! Его хоровые партии, особенно в финале, уже предвосхищают автора «Всенощной», — в опере немало от церковного песнопения. Пушкин воспел свободу, а молодой Рахманинов — христианское всепрощение.
Подытоживая первый день этого культурного события, назову еще одну сильную сторону фестиваля — возможность проявить себя молодежи, солистам, в прошлом выпускникам нашей музыкальной академии, а ныне артистам Одесского национального академического театра оперы и балета, Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько, областной филармонии. Это не только прекрасная возможность выразить себя, но и заявка на будущее. Не будем забывать, что Федор Шаляпин впервые исполнил партию Алеко в двадцать шесть лет...
В рамках фестиваля проходит также ретроспективная выставка фотографий, посвященная Сергею Рахманинову, его дружбе с Федором Шаляпиным, жизни в эмиграции, предоставленная директором Музея-усадьбы Рахманинова в Ивановке (Тамбовская обл., РФ) Александром Ермаковым. Экспозиция развернута в фойе филармонии.
В завершение хочу выразить пожелание, чтобы во время такого масштабного проекта власти города на время перекрывали движение транспорта в районе филармонии, как это делалось ранее, поскольку проникающий шум местами мешал прослушиванию концерта.
Владимир Кудлач. Фото автора