|
Новогоднюю сказку дарит детям Одесский ТЮЗ: 17 декабря сдан спектакль «Двенадцать месяцев» по мотивам пьесы Самуила Маршака. Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Евгений Гиммельфарб.
Родная стихия постановщика — кукольный театр, и это сказалось на спектакле — раешном, вертепном, с использованием кукол. Все как один персонажи — своего рода веселые коверные клоуны, передвигающиеся приплясом, одетые в пеструю «униформу» с помпонами, и даже на голове Королевы шутовская корона с бубенчиками. Братья-месяцы — большущие разрисованные призраки, они спускаются откуда-то с неба, а точнее, из-под колосников, разматывая белоснежные одеяния: это забавные куклы на шестах.
Такой вертепный театр немножко грешит статичностью, да и открытая условность не очень соотносится со сказочным сюжетом, вольно или невольно подвергая его иронически-пародийному переосмыслению. Я-то могу понять, отчего понадобился подобный «ход»: наш ТЮЗ — не самый материально обеспеченный среди театров, а фантастические превращения требуют больших денег! Вот и пришлось прибегнуть к архетипу: «Вышел человек, расстелил коврик — начался театр». По счастью, все это площадное действо держится на очень хорошей детской драматургии, все-таки классика — великое дело. Благодаря тому, что в основе — хорошая пьеса, дети, полагаю, нормально воспримут и раешную условность, хотя ребенок в силу своей психологии настроен на волшебную сказку со всамделишными, буквальными чудесами и превращениями.
Подспорье детскому восприятию — яркость, и тут уж театр расстарался: художник-постановщик Павел Босый придал костюмам пламенеющую гамму, снабдил героинь цветастыми шалями и смешными мини-шубейками, а братьев-месяцев красиво разрисовал и украсил венками.
Еще одно немаловажное обстоятельство — возраст героинь спектакля: чтобы ребенок поверил в сказку о добродетельной падчерице и злой мачехе со злой дочкой, героини должны быть очень молодыми. В ТЮЗе отличная молодая команда, и условие соблюдено. Молоденькая, хорошенькая, просто очаровательная Падчерица — Злата Скальская (на сдаче спектакля; вообще-то каждую роль исполняют две-три актрисы). Мачеха (Ляна Карева) тоже красавица, и это оттеняет и усугубляет ее подлую сущность. Да и Дочка (Елена Юзвак) с виду очень даже приятна — вот и не судите по внешности, смотрите по делам.
Взбалмошная, эгоистичная Королева (Оксана Бурлай-Питерова) собою хороша, но повадкой своей, капризной и повелительной, пока что несколько однообразна, а ведь в роли есть с чем разыграться. Ведь не злодейка же она, а просто вкрай избалованная девочка, которую жареный петух не клевал, да к тому же и сиротка. Королева-то выглядит юной, но, как по мне, маловато в ней ребенка!..
По-хорошему смешны и подобострастный Канцлер (Михаил Малицкий), и мученик-гуманист Профессор (Сергей Фролов), пытающийся привить своей властной воспитаннице начатки человечности.
И вот тут-то мне становится жаль, что пьеса Маршака подверглась в постановке Е. Гиммельфарба усушке и утруске, в результате чего мы так и не увидели, как Принцесса получила урок человечности — научилась смиренно просить. Весь волшебный финал отсечен, с его волшебными превращениями, которые очень даже можно было и на «коврике» разыграть — дело за актерским мастерством. Может быть, пьеса Маршака чересчур длинная и подробная? Но поместилась же она в мультфильм нашего детства, а он по времени, пожалуй, короче спектакля!
И еще такое соображение приходит в голову, когда смотришь эту постановку: о целевой аудитории. ТЮЗ — это ведь от трех до шестнадцати. Это череда возрастных эпох! Данная версия «Двенадцати месяцев» адресована, скорее, подросткам, тяготеет к верхнему возрастному пределу. Уж больно условна. Дети же склонны воспринимать сказку буквально, без раешных заморочек. В роскошных костюмах, а не в униформе. В то же время, как для вертепного театра, спектакль малость не дотягивает в иронической комике...
Это, конечно, соображения о том, что должно быть в идеале, потому что с точки зрения собственно профессиональной у меня нет претензий к режиссеру: спектакль вполне добротный (не последняя заслуга в этом — собственно Маршака).
А ТЮЗ продолжает оставаться острой городской детской проблемой. С развалом в помещении, с холодом и сыростью в зрительном зале. В таких обстоятельствах всякий спектакль — подвиг...
Валентина Левчук. Фото Олега Владимирского