За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Культура

Тютчев и Украина

№184 (9906) // 07 декабря 2013 г.

Пятого декабря исполняется 210 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева. Великий русский поэт, пламенный патриот России, страстный историк и идеолог объединения славянства, незаурядный политик Федор Иванович Тютчев более всего любил «отечество и поэзию». Уникальные, в том числе «политические» стихи, статьи, письма сегодня приобретают особую актуальность для тех, кому дорого единое Отечество. Читая Тютчева, можно многое понять, ощутить корни сегодняшнего кризиса.

Его отечество в ХIХ веке не только включало земли, называемые им «югом России», но этим землям, сегодня — Украине, он предрекал особую, «великую будущность». Так, 10 октября 1861 года Тютчев писал дочери Анне: «Кое-что в твоих письмах, как ты сама понимаешь, я прочел не без некоторого удовлетворения, похожего на чувство удовлетворенного... авторского самолюбия... Я узнал свою кровь в том предчувствии, какое вызвал в тебе юг России; <...> там — арена предопределенной ей великой будущности», «эта будущность <...> возможна только там...».

Та же мысль в письме от 7 июня 1869-го о том, что для путешествия «...избрал область промежуточную, а именно юг России — Киев, Одессу, быть может даже Крым — область, которую я хочу, пока жив, повидать как место действия событий более или менее близкого будущего, при коих, вероятно, присутствовать мне не суждено...».

В Одессе Тютчев не был, но планировал «совершить в это лучшее время года поездку по югу России — в Киев, Одессу, Крым». В Киеве был в июле-августе 1869 года и писал А. Н. Майкову: «Да, я Киевом остался совершенно доволен. Он оказался принадлежащим к той редкой категории впечатлений, оправдывающих чаемое. Да, замечательная местность, закрепленная великим прошедшим и очевидно предназначенная для еще более великого будущего. Тут бьет ключом один из самых богатых родников истории.

Мне удалось видеть Киев в очень счастливую живописную минуту при встрече им Государя вечером 30 июля, при освещении всех этих достославных Киевских — с их золотоглавой святыней, и отражения в Днепре. Картина была поистине волшебная и которую, конечно, никто из присутствующих долго не забудет».

«Вся поездка меня весьма удовлетворила, — писал Тютчев, — Какой-то новый мир, какая-то новая, своеобразная Европа вдруг раскрылась и расходилась по этим широким русским пространствам...».

Вспоминаю и стихи Федора Ивановича:

* * *

Тогда лишь в полном торжестве
В славянской мировой громаде
Строй вожделенный водворится,
Как с Русью Польша помирится, —
А помирятся ж эти две

Не в Петербурге, не в Москве,
А в Киеве и в Цареграде...

Или:

...Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман
И закрепила стародавность
Их как наследие славян...

Увы... Но одно, как сказали бы сегодня, — ментальность народа, другое — антинародная, антинациональная власть. Тютчев неоднократно пишет об «этой неслыханной, этой безмерной посредственности» — чиновничьей власти, и, понимая, «до какой степени эти люди лишены всякой мысли и соображения, а следовательно и инициативы», видит в них «пассивные орудия, движимые невидимой рукой». Он напишет и в горчайшие дни Крымской войны (19 октября 2013-го исполнилось 160 лет царскому манифесту, ознаменовавшему ее начало) о «невыразимом отвращении, омерзении, смешанном с бешенством, которое вызывает во мне зрелище всего происходящего. О, негодяи! Бывают мгновения, когда я задыхаюсь от своего бессильного ясновидения, как заживо погребенный...».

Тютчев знает, что, к сожалению:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

«Целость России», а значит, святость русской истории, эту целость принесшей, — вот что защищали воины и поэты и в 1831-м, и в 1863-м. Неприкосновенность родных рубежей, заболотившихся от крови, и «отеческие гробы» проливших эту кровь, а не территориальные приращения волновали их», — писал в 2005 году М. Филин, справедливо, с горьким сарказмом, заметив: «Теперь мечта поколений сбылась, и мы стоим в лакейской «общеевропейского дома».

Пора выбираться из нее. С помощью наших великих пращуров.

Людмила Владимирова



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
30/07/2025
У міськраді повідомили про початок робіт з відновлення багатоквартирного будинку на вулиці Пастера, 54, суттєво пошкодженого...
30/07/2025
У ніч на 24 липня внаслідок ворожої атаки дев’ятиповерхівка на вулиці Олександра Кутузакія зазнала критичних руйнувань...
30/07/2025
Президент України підписав законопроєкт, який дозволяє вступати до армії за контрактом чоловікам віком 60 років і старше...
30/07/2025
Голова Одеської ОДА Олег Кіпер разом із командиром 122 окремої бригади територіальної оборони Денисом Носіковим передали нашим бійцям нагороди від Президента України Володимира Зеленського...
Все новости



Архив номеров
июль 2025:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31


© 2004—2025 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.031