|
Такая вот отрасль родилась сравнительно недавно и развивается в киноведении. Она не упоминалась доселе никем из историков кинематографа. Археология кино — наука, отслеживающая технический прогресс важнейшего (без иронии) из искусств от его зарождения, как и его технические предпосылки. С лекцией на эту тему и демонстрацией реконструированных приборов побывал 23 ноября на Одесской киностудии историк кино Сергей Гавриленко — начальник цеха киносъемочной техники Киевского национального университета театра, кино и телевидения (КНУТКиТ) им. И. Карпенко-Карого.
С 7 ноября по 20 декабря 1893 года в Одесской гостинице «Франция» действовала диковинная выставка «живых фотографий», о чем извещала публику газета «Одесский листок». Изображения приводились в движение с помощью электрической машины — «электротахиоскопа». Изобретателем диковинки был механик Новороссийского университета Иосиф Тимченко. А «движущиеся фотографии» являлись тем, что мы сегодня называем анимацией, или мультфильмом, и были последним шагом на подступах к искусству кино.
О пионере кинематографа, украинском изобретателе-самородке Иосифе Андреевиче Тимченко (1852—1924) и его вкладе в техническое становление кино напомнил во время этой встречи в кинозале
«Ю-Синема» кинорежиссер, историограф Одесской киностудии, директор Музея кино Одесского отделения НСКУ Вадим Костроменко.
Вклад в изобретение кинематографа со стороны одаренного механика, награжденного за свою трудовую жизнь пятью золотыми и тремя серебряными медалями престижных международных промышленных выставок, состоял в том, что И. А. Тимченко (по заказу профессора Московского университета Н. А. Любимова) изобрел «улитку» — механизм, который позволял прерывисто менять кадры в оптическом приборе стробоскопе. Этот же механизм использовался в кинетоскопе, спроектированном Иосифом Тимченко совместно с М. Ф. Фрейденбергом. «Кинетоскоп, — сообщает Википедия, — использовавший для съемки дисковую фотопластинку, был впервые продемонстрирован в январе 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей. Показанные фильмы — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» — были сняты на одесском ипподроме».
Увы, съезд не придал особого значения диковинке одесского изобретателя. Можно в очередной раз посетовать на русскую непрактичность и недальновидность. Но, когда Сергей Гавриленко продемонстрировал нам на экране плоскую и смазанную теневую анимацию скачущих лошадок и особенно смутное изображение поступательно-вращательного движения какого-то стержня, вернее даже, его тени, — то пришлось просто обалдеть от проницательности и дальновидности западных изобретателей-дельцов. Они-то сообразили, сколь грандиозны могут быть последующие разработки подобного невразумительного пустячка и какие золотые горы он сулит.
Меж тем, технический вклад Тимченко в кино громаден и уникален. И практически не известен на Западе. О популяризации изобретения Иосифа Тимченко заботится теперь Сергей Гавриленко, у которого прочные научные связи с Эдинбургом. И, как рассказал он нам, дозаботился до того, что шотландцы, узнав о недавнем проигрыше нашей футбольной сборной французам, истово воскликнули: «Зато Украина изобрела кино!».
Да, ведь честь изобретения кино отдана французам — братьям Люмьер. Они первыми его «внедрили», дали практическое применение новому аттракциону. Но первенство это, и Сергей Гавриленко не устает подчеркивать сей факт, весьма условно. Правда, опять же, нельзя не отдать должное западноевропейской практичности. Папаша Люмьер поставлял Европе техническую новинку — кинетоскопы американца Эдисона. Антуан Люмьер владел в Лионе фабрикой по производству фотобумаги. И озаботил своих сыновей, Луи Жана и Огюста, перенести изображение из кинетоскопа на экран. Французские буржуа соображали, что демократической толпе требуются хлеб и дешевые зрелища, за которые она готова платить, а с миру по нитке — буржую рубашка. Может, потому и не приживались на нашей почве наши же изобретения, и теряли мы пальму первенства в открытиях, что вечно желали хапнуть много и сразу?..
Вот так 28 декабря 1895 года — двумя годами после публичного аттракциона Тимченко! — в парижском «Гран Кафе» на Бульваре Капуцинов «родилось кино»...
Процесс изобретения кино восходит, по Гавриленко, еще к изобретениям Леонардо да Винчи. Да нет же, уже древние египтяне были большие хитрецы: придумали такой аттракцион, чтобы фараон проезжал вдоль ряда изображений, воспроизводящих своими позами фазы движений стреляющего лучника, и при движении фараоновой колесницы лучник «оживал» — вот это было кино! Об этом пишет Вадим Костроменко в своей книге «Очерки истории Одесской киностудии». Так что надо хорошо ломать голову, кому тут принадлежит пальма первенства.
Что такое, например, упомянутый кинетоскоп Эдисона? Заглянем в электронную энциклопедию. Оптический прибор, названный от греческого «кинетос» — движущийся и «скопио» — смотреть. Для показа движущихся картинок. Изобретен Томасом Эдисоном в 1888 году. «Прибор представлял собой большой ящик с глазком-окуляром. Внутри была протянута пленка с изображением, с помощью системы роликов она двигалась. Смотреть мини-фильм можно было, прильнув к глазку». «В 1892 году Эдисон организовал создание первой киностудии, руководил которой его помощник Уильям Кеннеди Диксон. В ней была сцена и аппаратная, а кинокамера двигалась по рельсам. Целлулоидная пленка 35 мм, которая тогда использовалась, также получила название «стандарт Эдисона».
А в чем все-таки неоценимая заслуга Тимченко? «Гениально элементарная и экономная механика», — отвечает Сергей Гавриленко. И безопасная! Тимченко стоял на последнем шаге подступов к кино. И, сообрази его соотечественники грандиозную перспективу пустяшного аттракциона, кинематограф пошел бы по пути технического прогресса гигантскими шагами, и скольких техногенных трагедий удалось бы избежать! Ведь первые кинотеатры часто-густо горели синим пламенем, да так бурно, что никому не удавалось спастись, публика задыхалась и горела заживо. Потому что целлулоидная пленка была горючей и, стоило ей на секунды застрять в аппарате, напротив лампы, мгновенно вспыхивала — взрывалась, охватив пламенем окрестность. А вот нашенская пленка, используемая Тимченко, горючей не была. Но наладить ее массовое производство в России — это нужны были миллионные затраты. А ради чего — здесь у нас просчитать не сумели. Меж тем, тот же Эдисон стал богачом на своих технических, как ныне сказали бы, «приколах»...
Да, собственно, и сам Тимченко (говорят, так и не запатентовавший свою новинку) не видел за своим аппаратом особенных перспектив, предназначая его сугубо для учебного процесса в университете — демонстрации наглядных пособий. «Другие социально-экономические условия»!..
«Улитка» Тимченко — механизм «змеевой» передачи, скачковый механизм для прерывистой смены кадров, что позволяло фиксировать фазы движения. «Улитка» была своего рода программным устройством, задающим «команды» для всех сочлененных с нею механизмов, пишет В.Костроменко в «Очерках истории Одесской киностудии». Прерывистая смена изображений создавала иллюзию движения: принцип зафиксировал именно Тимченко. Причем «улитка» была механизмом бережным: никогда не надкалывала перфорированную пленку, что сплошь и рядом происходило потом в лентопротяжном механизме киноаппарата авторства Люмьеров.
Далее для Тимченко дело было за созданием киноаппарата и кинопроектора. Последние, объединенные два в одном, и получили название «электротахиоскопа».
Сергей Гавриленко, помимо теоретических разысканий, увлечен практикой исторической реконструкции. На его счету — модель «праксиноскопа» (рабочая реконструкция 1877 года), модель «мутоскопа» (рабочая реконструкция 1895 года), модель проектора И. А. Тимченко (рабочая реконструкция 1893 года) и действующая модель киноаппарата, основанного на изобретении Иосифа Тимченко. Занимаются моделированием Сергей Гавриленко, механики КНУТКиТ Нестер Кисленко и Виктор Крупский, Saverio A. Cortese (США).
Автором идеи воссоздания съемочной камеры и проекционного аппарата, основанных на принципах, заданных Иосифом Тимченко, является одессит Сергей Куркаев, он же и продюсер данного проекта. Чертежи Иосифа Тимченко были найдены, как рассказал Гавриленко, в Центральном государственном архиве России. В документах этих содержался и чертеж зубчатого барабана для 35-миллиметровой пленки.
«Наш кинетоскоп — это прибор-реконструкция, работающий на основе «улитки» Тимченко, — сказал, демонстрируя аппарат, Сергей Гавриленко. — Мы, в сущности, реконструировали не реальный, а идеальный сборный прибор: мечту Тимченко. И этот прибор в первую очередь должен пополнить коллекцию Музея кино в Одессе!».
Более того: Сергей Гавриленко за свои деньги купил у коллекционера в США копии на стекле и «Всадников», и «Копьеметателя» Тимченко и сейчас занимается их реставрацией. Оригиналы же — там, в США, в частной коллекции!.. Там хорошо знают цену этим памяткам.
Да что там, — был, рассказал в своей лекции киевский гость, еще один предтеча кинематографа — француз Луи Лепренс, в 1888 году продемонстрировавший «кино» под названием «Бегом по саду»: ровно две секунды зацикленного движения. Изобретателя убили в поезде. По счастью, при нем не оказалось важных материалов. Но сын его, попытавшийся перевести на свое имя отцовские авторские права, был в Нью-Йорке застрелен в затылок. А запуганная вдова отказалась от каких-либо прав. Пахло большущими деньгами!..
Тимченко, говорит Сергей Гавриленко, оказался уникален в истории изобретения кино: не преследовал коммерческих целей.
Председатель Одесского отделения НСКУ, народный артист Украины Ярослав Лупий вручил Сергею Гавриленко благодарственную грамоту и рассказал о том, что одесские кинематографисты привели в порядок разрушенную могилу Иосифа Тимченко на Втором христианском кладбище и открыли мемориальную доску на Преображенской, 24 — бывшем доме-мастерской Тимченко, на почетной грамоте которого красуется подпись профессора Дмитрия Менделеева — лучший, по мнению Сергея Гавриленко, из знаков отличия...
Тина Арсеньева