|
В Одесской государственной библиотеке имени М. Горького открылась выставка книг, живописи и графики прославленного русского живописца, более 30 лет живущего во Франции, Николая Дронникова, одного из самых значительных художников-эмигрантов. Вот что известный французский поэт Леон Робель написал о нем: «Дронников — самый русский из французских и самый французский из русских художников, и это придает его творчеству исключительное качество, которое в будущем обе его родины (и другие страны) смогут признать и считать своим».
Еще в 1980 году Николай Дронников создает свою первую рукотворную книгу-альбом «Русский в Париже» с 27 портретами русских эмигрантов третьей волны: Андрея Синявского, Владимира Максимова, Натальи Горбаневской, Оскара Рабина, Леонида Плюща, Виктора Некрасова, Александра Галича, представителей старой эмиграции — Сергея Лифаря и Ирины Одоевцевой, русских поэтов, наведывавшихся в Париж, — Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Беллы Ахмадулиной. Как все они точны и выразительны! Но не менее выразительна и автобиографическая проза, напечатанная в этой книге.
Более шестидесяти книг и комплектов открыток представлены на выставке. Здесь и несколько выпусков «Поклона — пению» Г. Айги, «Святой Серафим» М. Волошина, «Секундант Пушкина», «Портреты Льва Савинкова на фоне пейзажа в Медоне», «Пляс фантазуса» С. Боброва, «Играет Рихтер», «Каторга Парижа», «В окопах Виктора Некрасова»... Каждая книга сверстана, отпечатана и собрана вручную в собственной типографии. И все эти книги сразу же становятся раритетами, потому что все они, являясь «произведением искусства с собственной композицией и ритмом» (Л. Робель), отпечатаны маленькими тиражами. Горьковка может гордиться своим фондом дронниковских рукотворных книг.
Дронников ни в одной своей книге не повторяется: ищет и находит все новые выразительные средства в графике, дает рисунки-перевертыши к стихам, выстраивает из рисунков-набросков цепь ассоциаций, родственную стихам Г. Айги или экспериментальной прозе С. Боброва. Сама дронниковская книга — метафора постоянного обновления, эксперимент, который никогда не кончается, связь судьбы и творчества, судьбы и окружающего мира. И пейзажи в этих книгах для меня равнозначны пронзительной строфе Ивана Елагина: «Наотмашь бьет по векам ветер меткий. Рассвет ушел в сугробы с головой. Со скрежетом обледенелой веткой размахивает тополь угловой».
Мы с женой — композитором Людмилой Самодаевой — только один раз видели С. Рихтера в Москве, когда передавали письмо, адресованное ему Людмилой Наумовной Гинзбург. Но как точен его образ на портретах Николая Дронникова, какая в них удивительная пластика! Недаром, размышляя о секрете его творчества, искусствовед Всеволод Рожнятовский сделал безошибочный вывод: «Острота графических портретов Н. Дронникова происходит от подхваченного рисовальщиком жеста или позы в миг творчества, сверхусилия». Рихтер запечатлен на концертах, вот почему на его лице столь часто боль и вдохновение, талантливо переданные художником. Мне он однажды сказал: «У художника каждая минута на вес золота, только не надо золотом украшать обложки книг — внешняя мишура вредит и книге, и ее авторам».
Десять картин с Парижем на этой выставке. Париж в разное время года, утром, вечером и поздней ночью. Париж — величественный и великий город, не сознающий свое величие. Разные партитуры, решающие совсем неодинаковые творческие задачи. И рисунки с Парижем сходятся только в одном — все они, словно пронизаны музыкой. Башни Нотр-Дама разрывают небо. Мосты — разноликие монограммы Парижа, соединение реальности и вымысла, основная деталь пространства, похожая на опорную строку в четверостишии поэта, равного по таланту Александру Блоку, связь — мифическая — России и Франции, точка отсчета. Цикличность стихов Айги. Цикличность мостов у Дронникова...
Благодаря моей повести «Улица Розье», где Николай Дронников — один из главных героев, он подарил 45 великолепных рисунков улицы Розье «Горьковке», и они теперь навечно останутся в ее фондах. Сейчас я пишу вторую книгу «Улицы Розье», где рассказываю о наших встречах, о прогулках по Парижу. Дронников, как и я, благодарен Николаю Макаренко, ведь только благодаря его дружеской поддержке в Одессе опубликованы наши совместные книги...
В последние годы дронниковские персональные выставки живописи, графики, авторских книг с успехом прошли в Чебоксарах, Ульяновске, Москве, Санкт-Петербурге, но в Украине такая большая выставка впервые. Она готовилась два года, и для ее осуществления много сил было потрачено директором библиотеки О. Ф. Ботушанской (она встречалась с художником в Париже), сотрудниками библиотеки — Т. Щуровой, О. Барковской, журналистом Е. Голубовским. А еще в настоящее время Н. Дронников — член одесского альманаха «Мория», где регулярно публикуются его эссе и рисунки. Так что связи с Одессой у него постоянно расширяются. Сейчас фонд его работ открыт в Национальной библиотеке Франции, в Украине лишь Одесская научная библиотека имеет столько авторских книг прославленного живописца. Около 10 дронниковских книг есть и в научной библиотеке Одесского национального университета имени И. Мечникова.
Уверен, что после этой выставки число поклонников таланта большого русского художника Николая Дронникова в Одессе многократно возрастет.
Игорь ПОТОЦКИЙ.
В. Некрасов.
Б. Окуджава.