За гуманизм, за демократию, за гражданское и национальное согласие!
Общественно-политическая газета
Газета «Вечерняя Одесса»
RSS

Культура

От повторения фуэте не портится

№177 (9703) // 24 ноября 2012 г.
Сцена из балета

На сцене Одесского национального академического театра оперы и балета 17, 18 и 23 ноября прошла премьера балета Л. Минкуса «Дон Кихот», поставленного заслуженным артистом России, главным балетмейстером ОНАТОБ Юрием Васюченко. Дирижирует спектаклем Оксана Лынив.

Публике предстоит оценивать молодых солистов, представленных в трех составах спектакля, но сравнение — уже занятие для фанатов балета, не обремененных, в отличие от журналистской братии, просмотром прочих зрелищных мероприятий, которым в Одессе несть числа. Мы же поделимся впечатлениями первой премьеры.

Впечатление, в целом, благоприятное. Солисты балета, среди которых много новых лиц, держат достойный уровень. Юность, физическое совершенство, хорошая хореографическая техника, чистенько выполняемые сложные па радуют глаз. Да и спектакль, как известно, не рождается на первых премьерах, ему еще предстоит пройти путь сценического становления.

В этом смысле работа Юрия Васюченко как балетмейстера-постановщика еще не завершена. Пока что балетное действо производит впечатление скорее дивертисмента, нежели цельного и связного хореографического повествования. Мы имеем дело с долгой, в трех актах, серией концертных номеров, пусть и эффектных как таковых, но ввиду этой своей серийности несколько утомительных. Связка между ними намечена еще чисто формально, эскизной пантомимой на тему, как «Соломончик хочет Баську, но там хотят бакалейщика», — скромный красавец Базиль хочет бойкую Китри, но ее папаша выдает воздыхателю увесистый кукиш и тащит в круг богатенького соискателя Гамаша. Сие отнюдь не мешает бедным влюбленным предаваться нескончаемым площадным концертным выступлениям «то вместе, то поврозь, а то попеременно».

Да простится мне терминологическая въедливость, балетное действо еще нуждается в коррекции темпоритма. Нужно довести его до ощущения настоящего драйва, собрать в неразъемное и стремительное целое, чтобы зритель не успевал дух перевести. Видимо, нужно тщательнее отработать массовку-кордебалет: ведь в этом сюжете площадь — не только место, но и активный участник события, наряду с протагонистами.

Да, кордебалет работает чистенько, все резвы, радостно улыбаются, глазки блестят, но одних улыбок тут мало. Пока что я не ощутила пресловутой сверхзадачи: ради чего вообще присутствует эта площадная толпа, если прыжки героини и фуэте героя и без массовки срывают овацию? Юрию Васюченко предстоит сбить «толпу» в единый организм Народной Площади и проявить в спектакле его мощное карнавальное начало. Надеюсь, в ходе представлений и сопутствующих им репетиций постановщик этого эффекта достигнет.

В этом балете есть множество характерных, комических сценок, мини-новелл, в которых и протагонисты могут выявить себя непредсказуемо для публики, и кордебалет может выразить некие идеи, а не просто составить нарядный фон.

Так, сразу вызывает симпатию своими кувырками и ужимками хитроватый и простоватый одновременно Санчо Панса — Николай Вориводин, предстающий как незаурядный комический актер. Изумительную по изяществу комику дает Полина Осетрова — жена Лоренцо, которая, подыгрывая чудачествам своего сюзерена, изображает его верного Россинанта. Что же касается самого Дон Кихота, то ему, очевидно, волею Мариуса Петипа — «нас там не стояло», судить трудно, — выпала статичная во всех отношениях партия с финальной задачей балетного резонера, который, насмотревшись бунтарских эскапад влюбленной пары, одним жестом урезонивает деспотического папеньку Китри. Надо сказать, что Вячеслав Кравченко в тесноватых рамках партии Дон Кихота убедителен как характерный танцовщик и запоминается как неординарная персона, невзирая на хрестоматийный, на грани пародии, грим.

Главная пара, Китри и Базиль, это, конечно же, «чего-то особенного» уж в силу того обстоятельства, что у публики на памяти гениальный тандем Екатерины Максимовой и Владимира Васильева: образец, сидящий в подсознании балетомана и провоцирующий сравнения!.. Но что ж теперь — и балет не ставить?

Елена Добрянская (Китри) и Дмитрий Шарай (Базиль) — пара весьма достойная. И прыжок полетный на высоте, и вращения головокружительны для зрителя, а не для исполнителя, и поддержки уверенные, и фуэте отменно отработаны — ну, я не подсчитывала, навертела ли героиня сакраментальные тридцать два, а больше, говорят, не дано даже гениям. Обаяние сопутствует отличной профессиональной выучке, в артистизме этой паре не откажешь, причем если Добрянская предстает как лирическая героиня, то Шарай демонстрирует индивидуальность персонажа плутовской комедии.

...Нам была обещана, в силу темы балета, развесистая «испанщина», но таковой я, по правде говоря, не обнаружила, атмосферу спектакля, скорее, можно бы назвать махровой «неаполитанщиной». Поскольку Юрий Васюченко смиренно следует хореографии, разработанной для «Дон Кихота» Мариусом Петипа, то не спорить же мне с Петипа.

Хореография эта, по сути, уж до того русский балет во всех признаках, что я не обнаружила принципиального отличия «Дон Кихота» от «Лебединого озера», разве что в первом прыжков куда поболее. Исключение представляет партия тореро Эспады, в которой персонажу придана специфическая для его профессии пластика поворотов «на публику».

Эффектный, рослый, изысканно пластичный Станислав Скрынник стал, наряду с Добрянской и Шараем, фаворитом публики в этом спектакле. Цыганка же, Оксана Тункевич, оказалась, волею уж не знаю кого из постановщиков, не андалузской гитаной, а типично русской цыганкой, прикочевавшей в сады Аламбры прямиком от Яра.

Декорации заслуженного художника Украины Натальи Бевзенко-Зинкиной откровения не представляют, но и... не мешают: на них не отвлекаешься. Вообще, «старорежимная» декорация типа «писаный задник с расписными кулисами» отнюдь не конфликтует с консервативной классикой балета и оперы. Иное дело, что кисть привычного Одесской опере художника сколь монументально-натуралистична, столь и приблизительна во всех отношениях; но вправе ли я требовать от живописца, чтоб был «как Левенталь»?..

...Пленительна в спектакле Повелительница дриад Екатерина Кальченко — миниатюрная, озорная, травестийная. На высоте были все — Стелла Чернова, Богдан Чабанюк, Юрий Медведев, Александра Воробьева, Ольга Воробьева, заслуженный артист Украины Сергей Доценко, Татьяна Афанютина и другие. В своих партиях они не только показали достойную выучку, но и актерское мастерство. В общем, если кто приедет в Одессу и пойдет в знаменитый красою Оперный театр, то, попав на «Дон Кихота», будет увлеченно смотреть на сцену, а не в золоченый потолок.

Валентина Левчук. Фото Олега Владимирского



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
17/04/2024
Во вторник, 16 апреля, Владимир Зеленский подписал закон №10449 о мобилизации, который парламент принял 11 апреля...
17/04/2024
В Звягеле, что в Житомирской области, состоялся чемпионат Украины по вольной борьбе в возрастной категории U-20...
17/04/2024
В Луцке состоялись Всеукраинские соревнования по стрельбе из лука среди сильнейших юниоров и кадетов...
17/04/2024
Днепр принимал 1-й в истории турнир Украинской СуперСерии по бадминтону...
Все новости



Архив номеров
апрель 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.028