|
В галерее современного искусства NT-Art (Лидерсовский бульвар, 5) открылась выставка одесского художника Константина Скопцова «Контриллюзия», которая будет работать в течение месяца.
Константин Скопцов — мощная фигура одесского изобразительного искусства, причем во всех смыслах. В жилах одессита течет русская, цыганская, еврейская и даже ассирийская кровь, и эта «адская смесь» дает ему необычайную выживаемость, соединенную с тягой к божественному, сокрытому. Профессионально занимаясь дзю-до, он также стал учеником вьетнамского мастера древнего боевого стиля Хуа Па Ким Лиен, и сейчас является почетным членом ассоциации боевых искусств Вьетнама. В городе говорят, что именно Константин, будучи еще молодым спортсменом, стал моделью для создания статуи Спартака перед одноименным одесским стадионом.
— Нет, это не так, Спартака ваяли с Леши Иванова, — улыбается Константин. — Но Спартаком действительно мог стать и я — мы вместе тренировались в зале, когда пришли отбирать модель! И поэтому до сих пор я переживаю, когда вандалы отбирают у бронзового Спартака его копье!
Живопись и графику Скопцова ценители сравнивают с эзотерическими трактатами, не случайно одна из его персональных выставок в Центральном доме художника в Москве называлась «Предчувствие эзотеризма». «В работе над полотном его не сдерживают никакие стилистические рамки и технические ограничения, используется все, что может наносить точку, мазок, линию, — пишется в аннотации к выставке. — Акрил, масло, фломастеры, мелки, фактура холста — Скопцов, смешивая, использует материалы стремительно и расчетливо, так же, как хороший боксер комбинирует свои удары на ринге, свободно и целенаправленно... В картинах Скопцова есть вечность без холода и пустоты абстракции: то, что на них изображено, происходит сейчас, но это было уже «в веках, бывших прежде нас, и это будет всегда».
Черно-белые графические работы сочетаются в пространстве с тремя выполненными в уникальной авторской технике — на основе из кожзаменителя (этот человек-гора трепетно относится к животным и не использует натуральную кожу) тушью и пером нанесены сложные символические построения, навеянные средневековыми алхимическими трактатами, а в случаях, когда он иллюстрирует сакральные тексты, следит за тем, чтобы они не шли вразрез со Святым писанием. А уж о том, чтобы кощунствовать, как-либо извращаться над священными текстами — и в мыслях нет. «Книга Бытия», сочинения Эразма Роттердамского, Эммануила Сведенборга — вот круг чтения художника, а кощунствуют обычно недоучки как в смысле богословия, так и в смысле художественного мастерства.
— Костя совершенно гениальный рисовальщик, — добавляет художник Евгений Терещенко. — Он не из тех, кто проводит 36 часов, срисовывая модели, ему дано рисовать идеальную линию, рождающую пространства по обе стороны от неё. В каждой детали он невероятно реалистичен — даже 12 пальцев может быть у персонажа, но все они гнутся, как надо, кажется, что их можно потрогать, пожать... Это тоже реальность, но иная. Это горний мир, который так же реален, как и наша мирская суета.
Произведения Константина Скопцова нужно рассматривать отнюдь не в суете и не «по диагонали», они заслуживают самого пристального внимания и глубокого изучения. Наш земляк ко всему еще и дипломант Мальтийского Рыцарского ордена святого Иоанна Иерусалимского. Вот бы дед Порфирий, служивший в свое время биндюжником, порадовался — крепость и стать у внука явно от него, а возвышенность духовных поисков, надо думать, от бабушки... Остается добавить, что выставка мастера будет работать в течение месяца, а следующей придется ждать долго — Константин признается, что устраивает свои «персоналки» не чаще, чем раз в пятнадцать лет. Спешите видеть! Но — без спешки...
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского