|
Одесса и Львов имеют немало общего. Их культура, и музыкальная в особенности, формировалась в русле европейских традиций. Поэтому понятен интерес одесситов к выступлению львовского дирижера, «внука австро-пражской школы» (ученика М. Колессы), народного артиста Украины, лауреата Шевченковской премии Юрия Луцива. Под руководством маэстро Национальный одесский филармонический оркестр (худ. рук. и дирижер Х. Эрл) исполнил сочинения Д. Россини, А. Арутюняна и М. Колессы.
Перед віступлением дирижер волновался, считая, что репетиций недостаточно, в особенности для Симфонии № 2 Колессы, которую ранее одесский оркестр не исполнял. Исполнялась только «Первая» под руководством Х. Эрла, в 1996 г., во время гастролей в США. Но, судя по всему, эти опасения были напрасными.
Открылся концерт шедевром Россини, «фестивальной» вещью — увертюрой к опере «Вильгельм Телль». Игра оркестра была великолепной, особенно захватывающе звучали стремительные, полные драматизма эпизоды, а также финальная маршевая. Не от этой ли вещи «выросли крылья» вагнеровской Валькирии? Менее удачным, по моему мнению, был начальный эпизод (andante) с партией виолончели. Не удалось в полной мере передать проникновенную печаль и мольбу — не было тех нежных прикосновений к струнам и соответствующей фразеологии. Но в целом в интерпретации увертюры Юрием Луцивым была достигнута поразительная экспрессия, позволяющая почувствовать итальянский темперамент ее творца. В отличие от своих младших коллег, подчас дирижирующих это сочинение легкими движениями, пребывая как бы «над музыкой», львовский дирижер был само воплощение музыкальной стихии — электризованный поток, структурирующий звуковое пространство.
Еще одно событие этого вечера — сольное выступление одессита Виктора Самойленко, посвященное 25-летию творческой деятельности музыканта. Он исполнил сольную партию в Концерте для тубы с оркестром (1992) Александра Арутюняна. Это было премьерное исполнение концерта в Одессе. Успокоительно-низкие, бархатные звуковые потоки тубы в полифонии подчеркивали звучание струнных, полных меланхолии и созерцательности. На бис юбиляр исполнил свадебно-раскованную, шутливо-ироничную, с колоритом одесской Молдаванки вещь, местами усиливаемую возгласами оркестрантов.
Завершила программу эпическая Симфония № 2 Николая Колессы. Кто еще, как не ученик композитора и его верный последователь Юрий Луцив, может так убедительно исполнить эту вещь! Напомним, что среди воспитанников М. Колессы — известные дирижеры С. Турчак, И. Гамкало, И. Юзюк. А уже у Ю. Луцива учился известный нам В. Василенко — в прошлом дирижер Одесской оперы.
Произведение Колессы посвящено трагической судьбе украинской этнической группы — лемкам, изгнанным из родных карпатских Бескид (теперь — территория Польши) во время акции «Висла» в апреле 1947 года. Опустевшие села, разобранные церкви, сровнянные с землей древние кладбища... Многие из депортированных обрели свою новую родину в Причерноморских степях.
Симфония полифонически сложная, с острыми гармониями и ритмами. Темы печали, плача сменяются и взаимопереплетаются с темами протеста, надежды, порою беспечной радости, собранные воедино в финальной четвертой части.
Удивляешься и радуешься вулканической энергии восьмидесятиоднолетнего дирижера, что из глубин своего естества излучает кванты родственной ему музыки, в который раз исполняемой (в том числе в честь 100-летия Колессы в присутствии автора, 2003).
Его манера дирижирования — это сплав эмоции и мысли, убедительность артистического жеста, это самоотдача на пределе физических и духовных сил.
Заметим, после исполнения увертюры Россини Юрия Луцива трижды вызывали на сцену.
Владимир Кудлач