За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Культура

Одессит и «Эрмитаж»

№137 (9465) // 15 сентября 2011 г.

Известно, что бывших одесситов не бывает.

Москвич Михаил Левитин — не исключение, но привезти в родной город свой спектакль решился только сейчас: постановка народного артиста России, художественного руководителя московского театра «Эрмитаж» Михаила Левитина «Меня убить хотели эти суки», сценическая версия романа Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей», была показана 9 сентября в программе театрального фестиваля «Встречи в Одессе». На следующий вечер состоялась творческая встреча с режиссером и писателем Михаилом Левитиным во Всемирном клубе одесситов, где гость представил землякам свою авторскую телевизионную программу «...И другие».

«Оказывается, я чувствую ответственность перед родным городом, просто катастрофическую, — признался Михаил Захарович, — а раньше думал, что ответствен только перед малолетней дочерью, ей восемь лет».

В репертуаре «Эрмитажа» — Олеша, Бабель, Ильф и Петров. Михаил Левитин первым в СССР поставил, в 1982 году, спектакль по произведениям Даниила Хармса «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», яркий спектакль был сыгран более 700 раз. Поставленная Левитиным «Мария» И.Бабеля носит название «До свиданья, мертвецы», — «веселенькое название для кассы», как пояснил режиссер:

— Очень странная пьеса. Помню, что ставил ее с каким-то особым наслаждением. У Бабеля в дневнике есть описание польского похода Конармии, и рефреном проходит фраза: «До свидания, мертвецы».

О гастролях «Эрмитажа» его художественный руководитель рассказал так: «Я их таскал по всей Латинской Америке, потому что хотел все знать об этом континенте. Но художник Давид Боровский, мой друг, неожиданно умер в Боготе, пришлось везти тело в Москву... С тех пор мне не хочется ездить в Латинскую Америку».

...Кто-то из присутствующих вспомнил, как на заре своей режиссерской карьеры, в 1969 году, выпускник ГИТИСа Миша Левитин поставил спектакль не где-нибудь, а на Таганке у Ю. Любимова, да еще и успешный спектакль «О том, как господин Мокинпот от своих злосчастий избавился» П.Вайса.

«Случай привел меня туда, — поделился воспоминаниями режиссер. — Я был так далек от Таганки, что толком ничего не знал о Высоцком... А рядом был великий — безусловно, великий! — артист Николай Губенко. Он мне во время репетиций говорил лишь «здравствуйте» и «до свидания». Любимов лишь его из всех актеров называл на «вы» и по имени-отчеству. А Высоцкий... Кстати, Высоцкого петь научил Губенко: это его манера, его органика. Губенко — беспризорник одесский. И Высоцкий взял у него эту органику. А я, по правде говоря, уже тогда ненавидел улицу и подворотню. Но Губенко — великий, гениальный артист. Говорю это, несмотря на то, что давно с ним не здороваюсь... не скажу, отчего».

...«В конце концов, всем понравиться невозможно», — такого мудрого принципа придерживается Михаил Левитин. Еще одна особенность его мироощущения — «иногда отношение важнее факта». Он выпустил в серии ЖЗЛ книгу «Таиров»:

«Мне предложили написать о Мейерхольде либо о Таирове. На Мейерхольда нашлось немало авторов... А я поехал в Ромны, нашел архив раввината, хотя я по натуре человек совершенно не архивный. И я позвонил в издательство — попросил разрешения написать книгу в форме романа. Документальный роман. Я с тринадцати лет переписывался с Алисой Коонен, а когда поступил в ГИТИС, то и встречался. Не будучи мне эстетически близким, Камерный театр меня поражает своей судьбой: такая несправедливая, ужасная судьба. Я по природе не исследователь. Меня интересует личность: даже не деяния, а личность. С годами я теряю легкомыслие, становлюсь буржуем и за это ненавижу себя».

Авторская телепрограмма «...И другие» именно и возникла из интереса к личности: «Она — о людях, как-то прошедших через мою жизнь. Ненавижу забвение, а забвение таланта — тем более».

Михаил Левитин показал нам две своих программы: «Алексей Грановский. Украденный театр» и «Давид Гутман. Блистательный Деге». Первая — посвящена создателю и руководителю Государственного еврейского театра Алексею Грановскому, не вернувшемуся в СССР из гастролей в Европе в 1928 году, после чего театр возглавил Соломон Михоэлс: отвергнутый в свое время Таировым, он стал великим актером у Грановского. Вторая программа — о шоумене, актере, первом главном режиссере Театра сатиры Давиде Гутмане.

Программы понравились одесситам — открытой эмоциональностью, непринужденностью, доверительностью интонации, помимо ценной информации, разумеется.

Сейчас, после многочисленных и скандальных рейдерских «наездов» на «Эрмитаж», прекращенных после того, как вмешались А. Калягин, О. Табаков, Е. Миронов и другие авторитетные артисты и дело вышло на Владимира Путина, в театре Михаила Левитина идет ремонт...

Тина Арсеньева



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
16/07/2025
Одещина впевнено впроваджує «Мрію», повідомляють в Одеській ОВА...
16/07/2025
Прем’єр-міністр України Денис Шмигаль офіційно подав до Верховної Ради заяву про відставку...
16/07/2025
Погода в Одесі 18—23 липня
09/07/2025
З6 по 16 липня в штаб-квартирі ЮНЕСКО (Париж, Франція) Комітет всесвітньої спадщини проводить 47 сесію. Серед інших, розглядаються питання, присвячені нашому місту, зокрема звіт про стан збереження «Історичного центру Одеси»...
Все новости



Архив номеров
июль 2025:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31


© 2004—2025 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.049