За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Культура

Откупорим шампанского бутылку и перечтем «Женитьбу Фигаро»!

№20 (9348) // 10 февраля 2011 г.
Сюзанна — Вера Гузенко, Фигаро — Денис Фалюта

Тем, кто призабыл, — такой совет, если верить Пушкину, дал автор означенной комедии музыканту Сальери. Он рекомендовал оба предлагаемых действия как панацею от черных мыслей. Разыгранный 5 февраля на сцене ТЮЗа антрепризный спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро», комедия П. О. Бомарше в постановке Натальи Прокопенко, был и впрямь подобен глотку искрящегося шампанского.

Три часа бесшабашного веселья на одном вдохе, сделанном, чтобы смеяться. Я не занималась текстовым сличением, но похоже, что пьеса пошла без купюр. Режиссер дерзнула напомнить замордованной бытом публике, что были времена, когда провести вечер в театре считалось праздником, по такому случаю даже наряжались.

Наталья Прокопенко — типично «актерский» режиссер. И со зрителем не перемигивается: никаких открытых приемов — только самозабвенное, при этом точное, актерское взаимодействие, данное в тончайших нюансах. То, что называется — «купаются в игре». У Прокопенко-режиссера отменное, музыкальное, чувство темпо-ритма.

Старая добрая пьеса Бомарше, как сказали бы нынешние продюсеры, — ситком, комедия масок и социальная комедия в одном флаконе, с авантюрным сюжетом, искрометными диалогами. Костюмное оформление спектакля изысканно в своей условности, внешний рисунок действа напоминает изящные, грустные и чуточку иронические «версальские» стилизации живописца-«мирискусника» К. Сомова.

Точность в подборе актеров у Натальи Прокопенко — в десятку. Возьмем графа Альмавиву в исполнении Андрея Мирошниченко. В нем, «великом коррехидоре Андалусии», ни капельки «ширвиндтовой» вальяжности. Перед нами Альмавива — юный мажор-беспредельщик, сытый недоросль, для которого в природе вещей, чтобы его «ндраву» не препятствовали. И вот же какой «облом» — у зависимых от него людей проснулось чувство собственного достоинства, они больше не желают в ущерб себе обслуживать барские прихоти, отказываются быть предметами потребления.

Когда люди ощутили себя людьми, у «мажоров» выскальзывает почва из-под ног. Вот это ребячье, обескураженное, обиженное недоумение заносчивого эгоиста, властелина Вселенной, внезапно вышибленного из ее центра, узнаваемо и очень смешно доносит до нас Андрей Мирошниченко.

Хороша и графинюшка Розина — Мария Чеботарева. Ее Розина — воплощенная женственность во всем диапазоне, до женского суетного тщеславия и повадливости. А соблазн прямо под рукою: гиперсексуальный очаровашка-паж Керубино (Сергей Сакара). Сцены с Керубино — чистый бурлеск. Но в границах строгого вкуса! Паж и в самом деле неотразим, причем актер и в подростка не играет, однако мы воочию узнаем в нем прехорошенького и шкодливого школяра, при виде которого взыгрывает гормон даже у почтенной матроны.

А когда в дуэтах-дуэлях сходятся две союзницы-соперницы, две интриганочки, графиня Розина и ее камеристка Сюзанна, из-за которой, как вы помните, разгорелся весь сыр-бор, — какие изыски тайного женского взаимного ехидства дают в сочувственных диалогах обе актрисы!.. Сюзанну играет Вера Гузенко. Тоже образчик женственности, абсолютно контрастный Розине. Сюзанна — сущий чертенок, стальная пружинка, до предела сжатая: ох, распрямится! «Плутовка» — на лбу написано. Данный Верой Гузенко пластический рисунок словно позаимствован у балерин и «гризеток» с пастелей Э. Дега...

Наталья Прокопенко добилась такой подробной и точной нюансировки актерской игры, что в ее спектакле предельно явственны те подтексты пьесы Бомарше, которые ни в какой академической постановке не прочитывались, потому что в СССР секса не было. До нас вдруг доходит, что пьеса, помимо того, что «обличает тиранов», является, по сути, еще и фривольной пьесой! Да тут не «социальная» комедия — тут напрямую с «Декамероном» перекличка. Не зря же социальный конфликт разрешается благополучно и благопристойно, ко всеобщему примирению. Графинечка-то получила назидание (произносимое, кстати, открытым текстом), чем и как блудливого мужа удержать... И все эти подтексты раскрыты постановщиком спектакля изящно, умно, без малейшего намека на развязную «антрепризную» фривольность, расхожую в наши дни.

А что же главный герой скандала, неистощимый на интриги Фигаро, «графский камердинер и домоправитель», обративший свой недюжинный талант политика на защиту собственного достоинства и на защиту чести своей невесты? Еще одна актерская удача Дениса Фалюты. Тем более весомая, что созданный актером образ «проинтегрирован»: чисто внешние, чувственные впечатления от игры Фалюты выводят нас на абстрактные обобщения, и все это без малейшего оттенка дидактики, без хрестоматийного занудства. Обличительные реплики в его диалоге с Альмавивой Денис Фалюта произносит как бы в горячке диалога-противостояния и произносит как лично выстраданные: такие реплики не педалируются, страдание ущемляемого здесь и сейчас достоинства отнюдь не превращает оскорбленного человека в резонера-трибуна.

И, однако же, «сверхзадача» достигнута: перед нами Фигаро-личность, Фигаро — неунывающий «благородный плут». И... Фигаро — воплощенный здравомыслящий народ. Который, как его ни плющат, неистребимо живуч и всегда вывернется, даже если для этого приходится сжульничать.

Наблюдать богатые мимические нюансы игры всех участников спектакля — сплошное удовольствие. Такое же удовольствие получаешь и от каскадов открытой комики. Таковая пришлась на долю Оксаны Бурлай в роли ключницы Марселины, претендовавшей на руку Фигаро, но внезапно оказавшейся его маменькой; на долю Игоря Тильтикова — врача Бартоло, в котором вдруг был опознан блудный папаша сиротки Фигаро; на долю Дмитрия Олешко — учителя музыки Базиля.

В этом спектакле поистине не случилось «маленьких ролей», настолько все оказались на своих местах. Упомянем и прелестную простушку Фаншетту (Оксана Сакара), и смешно резонерствующего под мухою Антонио, дядюшку Сюзанны (Владимир Питеров), и судью дона Гусмана — Кирилла Довгопола: актер вроде бы молод и еще малоопытен, но именно эта его фактурность удачно использована, и перед нами — образ молодого и амбициозного бюрократа-недоучки...

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» в трактовке Натальи Прокопенко достигает цели — он говорит нам: «Не горюй!», — и мы верим.

Постановка является театральным проектом молодежной культурной организации «Мозаика», директор которой — Наталья Прокопенко. Менеджер проекта — Вика Хорошилова. Сценограф — Александр Батенев. Веселая и галантная массовка, напоминающая нам, что мы все-таки... в осьмнадцатом веке, — учащиеся театральной школы «Мозаика».

Тина Арсеньева



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
16/07/2025
Одещина впевнено впроваджує «Мрію», повідомляють в Одеській ОВА...
16/07/2025
Прем’єр-міністр України Денис Шмигаль офіційно подав до Верховної Ради заяву про відставку...
16/07/2025
Погода в Одесі 18—23 липня
09/07/2025
З6 по 16 липня в штаб-квартирі ЮНЕСКО (Париж, Франція) Комітет всесвітньої спадщини проводить 47 сесію. Серед інших, розглядаються питання, присвячені нашому місту, зокрема звіт про стан збереження «Історичного центру Одеси»...
Все новости



Архив номеров
июль 2025:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31


© 2004—2025 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.091