За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Культура

Разные грани таланта

№179 (9310) // 30 ноября 2010 г.
Екатерина Ергиева

Концерт Екатерины Ергиевой, младшей из династии Ергиевых, был организован в рамках цикла вечеров, в которых играют лауреаты конкурса пианистов памяти Эмиля Гилельса. Но, как потом выяснилось, это была не просто демонстрация «звёздного уровня» лауреата. Екатерина закончила аспирантуру у заведующего кафедрой специального фортепиано, профессора музыкальной академии имени Неждановой Игоря Ивановича Сухомлинова — и это был, так сказать, публичный экзамен. Тут исполнитель должен доказать, что он в самом деле способен освоить и наполнить живым дыханием музыку любых стилей и эпох. Но, может быть, на это способны только великие пианисты масштаба Гилельса и Рихтера?

Выскажу парадоксальное суждение: подлинная самобытность иногда даже мешает исполнителю победить на конкурсе. Впрочем, Екатерина и не победила — заняла лишь третье место. Зато её нынешнее выступление было подлинной победой.

Она играет Шумана. Фантазию до мажор опус 17. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Шумана, так же, как и Шопена. Но Шумана играть труднее. Его музыка слишком порывиста, — то неумеренно страстная, то в некоторые моменты медитативно созерцательная. В первой части фантазии моменты поразительного лиризма, свежести высказывания — словно брызги весеннего дождя. А вторая часть — волевой напор, порой утомляющий неуёмным стремлением возводить монументальные, циклопические сооружения. Вот она, двойственность романтизма. Что ближе Екатерине? Я, конечно, вижу, что и волевое начало ей свойственно. Характер! А в третьей части фантазии, которая называется «Звёздный венец», — раскрывается воздух, свободное дыхание, отсутствие какого бы то ни было напряжения. Созерцательность, полёт, очарование. Ещё немного — и Екатерина станет играть эту часть фантазии как предчувствие музыки Скрябина.

Две разнохарактерных прелюдии Клода Дебюсси. Не из тех, которые часто играют. Стилистика музыкального импрессионизма ей близка, она способна вслушиваться в тончайшие оттенки, её стихия — утончённость, изящество, внутренний артистизм.

Но вот — словно ещё один поворот ключа, и возникает фантастическая энергетика, напор, яркая красочность, как у Матисса. Стравинский! Фрагменты из балета «Петрушка» — в её собственной фортепианной транскрипции. Кто знает о мере сложности этой музыкальной ткани, поймёт, что уже одно это — подвиг. А уж сыграть... И тут я вижу: виртуоз! И виртуозность — что называется, по делу. Кажется, музыка при переложении ни в чём не потеряла. Как «вкусно» аранжирует Стравинский (и Екатерина Ергиева с ним вместе?) русские народные мелодии! Какая стремительность пассажей, — много нот, но ни одной лишней, и нет ни одной секунды, чтобы расслабиться и заскучать. Сказать, что это сыграно на одном дыхании, — значит ничего не сказать. Музыкант говорит нам: вот моя музыка! И мы слышим, чувствуем: тут не просто исполнение, тут — откровение.

Но эту музыку ещё и танцуют! В одном из эпизодов появляется удивительно выразительная... артистка пластической драмы (так её объявили) Айя Перфильева — Петрушка. Ожившая кукла, которая тоскует о любви. И вот, как видение, на мгновение появляется Она — Балерина. Это... сама Екатерина. Она любит танец, она умеет танцевать, что мы уже видели в других концертных программах.

И после этого — ещё второе отделение. Концерт Дмитрия Шостаковича для фортепиано с оркестром №1. На сцену выходит камерный оркестр Одесской филармонии, которым руководит Игорь Шаврук. За дирижёрским пультом на сей раз — Владимир Дикий. Скажу честно — с первых же тактов исполнение меня озадачило. Это было не то, к чему я привык. Чем больше я вслушивался, тем больше ловил себя на мысли: другие темпы! Особенно это было заметно во второй части концерта. Она и стала центральной. Явственней выявился лирический характер концерта и в то же время трагическая подкладка этого лиризма. Какие-то эпизоды, когда они звучат чуть медленнее, воспринимаются как реквием...

И вот — финал. Пианистка садится за рояль, чтобы сыграть нечто на бис. Что это будет? Или, верней, — кто, какой композитор? Классик, современник? И слышишь что-то вроде «попурри» — смесь того, что у нас на слуху, узнаёшь киномузыку Таривердиева или мелодии танго. И полное ощущение того, что это не домашняя заготовка, а импровизация, и она может закончить её в любой момент, а может играть бесконечно.

Я услышал не просто концерт. Я увидел позицию исполнителя. Я понял, что она любит, к чему стремится. Учёба окончена, впереди самостоятельное плавание. Сколько кораблей в таком плавании затонуло или пропало без вести? Но за Екатерину я спокоен. И желаю ей удачи.

Илья Рейдерман. Фото Олега Владимирского



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
16/07/2025
Одещина впевнено впроваджує «Мрію», повідомляють в Одеській ОВА...
16/07/2025
Прем’єр-міністр України Денис Шмигаль офіційно подав до Верховної Ради заяву про відставку...
16/07/2025
Погода в Одесі 18—23 липня
09/07/2025
З6 по 16 липня в штаб-квартирі ЮНЕСКО (Париж, Франція) Комітет всесвітньої спадщини проводить 47 сесію. Серед інших, розглядаються питання, присвячені нашому місту, зокрема звіт про стан збереження «Історичного центру Одеси»...
Все новости



Архив номеров
июль 2025:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31


© 2004—2025 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.051