|
Ситуация вокруг захвата 25 сентября сомалийскими пиратами судна «Фаина», на борту которого находятся семнадцать граждан Украины, гражданин Латвии и двое россиян (еще один — капитан судна Колобков — скончался от сердечного приступа несколько дней назад), стала обретать черты национального позора.
Напомним, что бандиты из бедной африканской страны, раздираемой многолетней гражданской войной, превратили захват гражданских судов, проходящих мимо Аденского пролива, в самый настоящий бизнес. Только с начала этого года «пираты XXI века» взяли в плен около шести десятков судов. Цель у них одна — получить за судно и экипаж выкуп. Как правило, переговоры длятся несколько недель, пока, наконец, бандиты и судовладелец не приходят к согласию по сумме откупных и по форме передачи денег. Подобную ситуацию, к примеру, пережили украинские экипажи судов «Панагия» (в плен к сомалийским пиратам теплоход попал три года назад) и «Леман Тимбер» (лето нынешнего года), которым пришлось ждать своего освобождения почти полтора месяца. Силовой вариант освобождения заложников обычно не применяется, так как существует большая вероятность того, что пираты, постоянно пребывающие в наркотическом дурмане, могут, не задумываясь, взорвать и себя, и судно, и экипаж...
Напрашивается вывод: раз уж попали моряки в плен к сомалийским бандитам, необходимо все усилия сосредоточить на переговорном процессе, дабы сбить непомерные финансовые аппетиты захватчиков, а потом заплатить, ведь жизнь человеческая — как это ни банально звучит — ценнее любых денег.
В случае с «Фаиной» все пошло наперекосяк. Прежде всего, наличие на борту груза, который бандитам как раз и нужен для укрепления своего «боевого духа». Как известно, «Фаина», вышедшая из украинского порта Октябрьский, что под Николаевом (моряки со стажем помнят, что обычно вывозили из этого порта), везла в Момбасу (Кения) оружие: 33 танка
«Т-72», гранатометы, зенитные установки и боеприпасы. Отправителем груза значилось дочернее предприятие «Укроборонэкспорта», получателем — Министерство обороны Кении.
Примечательно, что экипажу, кроме, понятно, капитана, о характере груза никто ничего не говорил. Предыдущий рейс «Фаина» сделала из Сирии в Ильичевск, доставив в Украину очередную партию легковых автомобилей. О том, что на борту судна теперь находится военный груз и что предстоит идти мимо зоны, опасной для мореплавания, экипаж узнал уже в море, за несколько дней до роковых событий.
Существенная деталь: трудовые отношения с судовладельцем — а им является одессит, гражданин Израиля Вадим Альперин — не были подкреплены коллективным соглашением с каким-нибудь морским профсоюзом. Обычно в данном документе прописываются дополнительные гарантии защиты социально-трудовых интересов моряков с четкой расшифровкой случаев, при наступлении которых наемный работник может рассчитывать на ту или иную компенсацию. Экипажу «Фаины», не имеющему профсоюзного коллективного соглашения, после освобождения из пиратского плена придется рассчитывать на «милость» судовладельца, который, по идее, должен будет компенсировать страдания моряков.
И вот тут-то возникают сомнения: а получат ли моряки хоть какую-то компенсацию? Как известно, пираты не"однократно меняли требуемую за «Фаину» сумму выкупа, пока не остановились на 8 миллионах долларов. Однако судовладелец, как объяснили родственникам моряков, отказывается платить, мол, нет денег. Встретиться с господином Альпериным женам и матерям членов экипажа так и не удалось. Органы государственной власти Украины и Кении также открестились от миссии «плательщиков выкупа», дескать, «не царское» это дело вступать в какие-то переговоры с пиратами.
Тогда родственники членов экипажа, как рассказал председатель Керченского профсоюза торгового и рыболовного флота Борис Вейшторт (на борту «Фаины» есть один моряк из Керчи), прямо спросили первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Степана Гавриша: нам что, самим собирать деньги на выкуп? Последовал «классический» ответ: согласие на это не даем, но и запретить не можем...
Сразу же после этого разговора был открыт банковский счет для помощи морякам. Сообщаем его реквизиты:
Керченский профсоюз работников торгового и рыболовного флота
ОКПО 34908339
МФО 384674
р/с 26005027472
КФАБ «Экспресс-банк»
Назначение платежа — помощь морякам судна «Фаина».
Вчера родственники членов экипажа прошли центральными улицами Киева, раздавая прохожим листовки, в которых указаны реквизиты счета. А в одной из сельских школ дети стали приносить своему школьному товарищу по две-три гривни, чтобы тот смог выкупить из пиратского плена папу. Дожились...
ПО ПОСЛЕДНЕЙ информации, ситуация на борту «Фаины» пока, к счастью, не внушает серьезных опасений. На судно доставлено топливо, продовольствие и вода. Члены экипажа несут вахту, их периодически выводят на верхнюю палубу. К переговорному процессу подключилась известная в мировом морском сообществе юридическая фирма, которая как раз специализируется на «уламывании» морских пиратов. Наконец, в командировку в Кению с обязательным посещением Сомали отправилась Уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева, на которую родственники моряков с «Фаины» возлагают самые большие надежды.
Олег СУСЛОВ.