|
В дельте Днестра 5 августа был зарегистрирован нулевой подъем уровня воды. Однако из-за длительного стояния высокого уровня вода просачивается через тело дамб, и сейчас необходимо быть еще более бдительными и следить за их состоянием.
ОБСЛЕДОВАНИЕ С ЛОДКИ 5 августа всей дельты Днестра — с. Маяки, г. Беляевка, с. Ясски — показало, что наибольшему затоплению подверглись огороды и отдельные дома Беляевки. В Яссках вода просачивается через тело дамбы и попадает в огороды и в теплицы местных жителей. Ясчане работают слаженно и дружно, однако жалуются на то, что помощь по укреплению дамб пришла крайне поздно — после того, как они обратились в Киев. Если бы это было сделано вовремя, то люди ночью спали бы спокойнее. А так им приходится круглые сутки укреплять своими силами дамбы. Пока мы беседовали с местными жителями на одном участке, — прорвало дамбу в районе озера Черное, вода стремительно хлынула в сторону огородов, расположенных в прибрежной зоне. Однако оперативная и слаженная работа местных жителей предотвратила сильный поток воды через прорыв.
На огромной протяженности пойменного леса, где раньше отдыхали рыбаки, затоплены палатки, курени. Впервые мы увидели, что фактически не осталось никаких островов для спасения животных. И даже так называемые плавуны, которые еще несколько дней назад могли выполнять функцию «ноева ковчега», сейчас под водой. Вся дельта полно"стью покрыта водой. Совы, которые питаются, в основном, мышевидными грызунами, кочуют даже днем от дерева к дереву и вынуждены улетать на материк за кормом. Крупные звери — енотовидные собаки, шакалы, косули и др., вероятно, тоже ушли на материк. А мелким зверькам — бурозубкам, полевкам, лесным мышам, ежам, кротам — уже никто помочь не в силах. Слетки желтых, малых белых, ночных цапель, которые еще не могут летать, вынуждены скапливаться на верхушках кустов и выжидать, когда родители принесут им корм.
МОЛДАВСКИЙ МОСТ на автотрассе Маяки—Паланка, подступы к которому были расчищены МЧС, удовлетворительно пропускает воду, однако не в таких больших объемах, как предполагали специалисты облводхоза. Расчистку по оттоку воды нужно было делать максимально вглубь плавней, а не вширь. Именно поэтому сейчас, на пике паводка, пропускная способность моста незначительна, скорость оттока невелика из-за сопротивления тростниковой массы и островов растительности.
НА АВТОТРАССЕ Маяки—Паланка вода стремительно перетекает из русла в прилиманные плавни прямо поверху дорожной дамбы. В некоторых местах уровень воды на автотрассе достигает 35—40 см. Это преимущественно трасса на участке от 51-го до 54-го км. Общая протяженность перетока воды через дамбу уже составляет более
1,5 км. Дамба сильно пропитывается влагой. В местах слива воды обрушивается обочина дороги.
Именно сейчас дорожным службам вместе с представителями облводхоза необходимо экстренно регистрировать абсолютно все места перелива через автотрассу, уровни перелива, протяженность переливов, чтобы после окончания экстремального паводка профессионально выполнить весь объем работ по сооружению водотоков под дорогой. Они необходимы не только во время экстремальных паводков, но и в маловодные годы — для спасения нерестилищ, мест массового размножения водно-болотных птиц. Таких мостовых сооружений было 26, однако в середине 70-х годов прошлого столетия их просто засыпали дорожной дамбой. И именно этот экстремальный паводок показал, что дорожная дамба автотрассы Маяки—Паланка выполняет одну из главных блокирующих функций по разгрузке воды из русла на пойму реки.
ВМЕСТЕ С ТЕМ, может получиться так, что пройдет паводок, деньги государство выделит, а они, вполне вероятно, могут быть израсходованы не на решение главной проблемы по автотрассе, а на их «закапывание». Например, по мнению главного инженера облводхоза Ивана Кичука, необходимо соорудить огромный шлюзованный канал в районе молдавского моста (52-й км автотрассы), и об этом уже есть договоренность с молдавским премьер-министром. По моему мнению, это абсолютно глупая идея, которая изымет огромные бюджетные деньги, и она может навредить еще больше, чем помочь.
Необходим серьезный анализ того, что наблюдается в этот экстремальный паводок. Используя полученные данные (как ведет себя вода во время перетока через автотрассу, где самые низкие места на трассе, как и сколько сливается через существующие 3 водотока под дорогой и т.д.), нужно выполнить грамотно с минимальными экономическими расходами все инженерные работы по водопропускам через автотрассу Маяки—Паланка.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ паводок на Днестре еще раз показал, что сооружать какие-либо комплексы в прибрежной зоне экономически невыгодно, экологически и социально опасно. Мы неоднократно писали о незаконности и об экологической опасности строительства в прибрежных зонах коттеджных комплексов ООО «Главстрой» — лодочная станция, «Water city», а также «Рыбацкий рай» у первого пограничного поста. Их подтопление послужит уроком для тех, кто еще не определился, стоит ли вкладывать деньги в столь сомнительные проекты, к тому же наносящие огромный экологический ущерб окружающей природной среде.
Иван РУСЕВ.
Эксперт по водно-болотным угодьям, кандидат биологических наук.
На снимках:
на 53-м км автотрассы Маяки—Паланка;
объявление о продаже участ"ка на лодочной станции;