|
В здании апелляционного суда Одесской области (ул. Гайдара, 24 «а») 12 июня прошли общественные слушания по теме «Судова влада та громадськiсть», организованные ВГО «Судова асоцiацiя України» и «Фундацiєю сприяння правосуддю».
Актовый зал не был полон, но журналистов собралось много. Да и судьи были представлены достаточно широко. В программе — выступления заместителя председателя совета судей Украины Александра Фёдоровича Волкова с информацией «Жалобы на судей. Привлечение судей к ответственности», доклад канадского гостя — судьи местного суда провинции Соскачеван Джери Сенюка и ответы представителей «третьей власти» на вопросы представителей «четвёртой».
К чести организаторов стоит отметить, что мероприятие прошло так, как его задумали, однако представителей СМИ оно во многом разочаровало: ничего конкретного по работе над судебной реформой сказано не было, как и о связях судебного корпуса с общественностью. Открыл слушания председатель апелляционного суда области Анатолий Васильевич Луняченко. Говорил о сложном времени, в котором живём, о разгуле коррупции, сделав неожиданный вывод: мол, на фоне всеобщего неблагополучия и чиновничьего беспредела судьи выглядят почти ангелами. Если среди них и есть коррупционеры, то это — редкость, можно сказать, исключение.
А кроме того, работа судьи всегда публична, проходит в формате состязательности противоборствующих сторон, решение судьи можно всегда оспорить с помощью апелляции, кассации и т. д.
И можно было бы даже согласиться, если бы присутствующие не сталкивались с практикой. Мне же вспомнился пикет общественной организации «Гражданский контроль», который проходил под стенами этого же здания года три назад. Тогда метров десять двухметрового забора, что окружает апелляционный суд, занимал огромный щит-планшет со списком судей-взяточников из разных районов области. Список постоянно пополнялся, подходила какая-нибудь бабушка, читала, спрашивала: «А почему такого-то нет? Он с меня 5 тысяч долларов взял» Фамилию дописывали. Забавно выглядел и другой список: на простом листочке бумаги были записаны судьи, которые не берут взяток. Я переписал их в свой блокнот — всего шесть фамилий...
А. Ф. Волков в своем докладе говорил опять же об известных вещах. О том, что судьям доверяют очень немногие наши граждане, что суды в Украине ютятся в «шевченковских хатах», а зарплата у судей низкая (в пределах 3-5 тысяч гривен), что и наказать судью, лишить его судейской мантии почти невозможно.
Канадский гость Джери Сенюк говорил по-английски, но проблем с переводом не было. Он считает, что высшее достижение судейского корпуса Украины в том, что судьи стали напрямую говорить с журналистами, что их деятельность стала более прозрачной и доступной для понимания простых людей. Сослался на пример Канады: сразу после того, как канадские судьи стали доверять журналистам, доверие к ним значительно повысилось (сегодня оно по разным социалогическим опросам составляет от 60 до 90 процентов).
Увы, канадец, мягко выражаясь, погорячился, когда говорил о «высшем достижении судебного корпуса». Никакого сотрудничества между «третьей» и «четвертой» властями пока не наблюдается. Впрочем, А. В. Луняченко задавал такие вопросы журналистам:
— Вы знаете, какое давление оказывается на судей? Хоть раз кто-нибудь из вас написал об этом? Нет. А то, что у нас Уголовный кодекс составлен на базе того, что исповедывал судья Вышинский во времена Сталина и Берии, вам известно? Кто-то написал об этом?
Оказывется, во всём происходящем в украинских судах виноваты журналисты. Ну, и держава, конечно. Средств на строительство дворцов правосудия не выделяется, зарплаты у судей низкие, о судебной реформе только говорят (годами), но никто ничего не делает. А вот в России рядовой судья имеет зарплату до 6 тысяч долларов, там уже действует институт присяжных заседателей, о чём в Украине только говорят...
Короче, состоявшиеся общественные слушания вылились в то, что в народе называют «плач Ярославны». И то в судах плохо, и это не так, и хамство судей налицо, и нарушений процессуальных моментов сколько угодно, а главное — недостаточное финансирование...
Потому и реальная связь судебной власти с общественностью пока лишь в перспективе. Как и мифическая судебная реформа.
Павел ШЕВЦОВ.