|
Мое письмо касается публикации «ЧТО ДЕЛАТЬ С БЕСПРИЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ?» («ВО» за 23 февраля с. г.). Отработав 33 года воспитателем в одесском общеобразовательном интернате № 4 для детей-сирот, думаю, что имею право высказаться по этой теме.
«Вечерняя Одесса» постоянно поднимает проблемы трудного детства. Одна из них — почему безнадзорных ребятишек на улице все еще много, а детские дома и интернаты заполнены наполовину. Работники названных заведений не занимаются устройством детей в государственные учреждения, это обязанность других структур. Их, к слову, становится все больше. Значит, с них надо строже спрашивать.
Президент Украины Виктор Ющенко сказал как-то, что в интернатах детям плохо, лучше внедрять семейные формы воспитания. Да ведь никто и не спорит. Но беда в том, что на интернаты стали «наезжать», не осознавая того, что необходимы они в настоящее время, не обойдемся мы без них.
Кроме того, что значит «семейные формы воспитания»? Предложена альтернатива: детские дома семейного типа. Хорошая идея! Я согласна, что от пяти до десяти детей в семье — это очень разумно, это то количество ребятишек, когда можно их всех обогреть. Но судя по публикациям о семье Галины Мартыновой в вашей же газете, сложностей с осуществлением идеи хватает. А это отпугивает потенциальных приемных родителей-воспитателей.
Прежде чем отдавать ребенка в приемную семью или в детский дом семейного типа, его следует хорошенько подлечить. Как правило, у неблагополучных ребятишек генетика плохая, а еще трудное раннее детство скажется. И где лечить трудного ребенка? Из больницы уличные дети убегают, из центров реабилитации — тоже.
Что бы мы ни говорили о правах ребенка и конвенции ООН, а есть категория детей, которых никакими пряниками не заманить в интернат. Разбегаются, как тараканы. Они привыкли к свободе. Поэтому я голосую обеими руками за мысль, высказанную в вышеназванной публикации: срочно нужно создать учреждения закрытого типа для длительной социально-психологической реабилитации и одновременного медицинского лечения. Не поместишь наркомана или токсикомана в приют-интернат, потому что начнется у него «ломка», сбежит тотчас. Когда-то на аттестации я высказала это предложение людям компетентным, работающим с неблагополучными детьми. Меня не захотели слушать! Что, мол, подумает о нас Европа? Получается, пусть малые и неразумные гибнут на улице, зато их права не ущемлены?
Ученые в статье предлагают «предусмотреть меры для удержания ребенка в данном заведении в течение длительного периода». Но какие есть дозволенные меры? Кто будет предусматривать новые? Кто станет разрабатывать механизм? А настаивать на тех же закрытых учреждениях кто решится? Все чиновники боятся за свои кресла. А самым высоким должностным лицам сегодня не до беспризорных детей. Им вообще ни до кого нет дела. Так что загнана проблема в тупик. И хорошо, что газета хотя бы «озвучивает» острые вопросы нашего времени.
Мария ЗАДОРОЖНАЯ.