|
Поиском ответа на этот вопрос занимались участники «круглого стола», прошедшего в офисе информационного агентства «Контекст-Причерноморье» и имевшего достаточно громкое название: «Подробности передела собственности в Одессе. Почему молчит прокуратура?».
На вопросы журналистов отвечали председатель Союза юристов Одесской области Сергей Горбунов, юрист Алексей Цельев, председатель правления ЗАО «Орион» Николай Кущак, уполномоченный представитель ХК «Краян» Юрий Кравец.
По мнению участников «круглого стола», в Одессе действует хорошо организованная преступная группировка, в которую входят судьи, сотрудники силовых структур, представители местных органов власти (прежде всего, из бюро техниче"ской инвентаризации), которые по накатанной схеме проводят «законное» отчуждение объектов недвижимости — от квартир до промышленных предприятий — в пользу заказчиков из числа отдельных коммерческих структур. А прикрытие всем неблаговидным деяниям обеспечивают органы прокуратуры.
— Парадоксально, но право собственности в Одессе устанавливается даже не МБТИ, а прокуратурой, — рассказывает юрист Алексей Цельев, приводя в качестве примера классическую рейдерскую атаку на НИИ специальных способов литья, которой «Вечерняя Одесса» посвятила ряд публикаций. — Протест прокурора оказался достаточным основанием для руководства бюро технической инвентаризации, чтобы зарегистрировать право собственности на завод"ские помещения на «захватчиков» предприятия.
Подобные дела, где используются явно мошеннические схемы отъема чужого имущества, по мнению А. Цельева, сегодня вообще невозможно объективно расследовать в Одессе. Как только возбуждается такое уголовное дело, его тут же пытаются закрыть. Расследование конфликта вокруг НИИ специальных способов литья получило продолжение только потому, что Генеральная прокуратура передала это дело следователям из... Запорожья.
— Суды сегодня не боятся принимать заведомо неправомерные решения, — отметил председатель правления ЗАО «Орион» Николай Кущак. — Секрет в том, что пока высшая инстанция отменит это решение, оно уже сделает свое дело. Предприятие успевают перепродать по два-три раза, после чего новым собственником захваченного завода становится так называемый «добросовестный покупатель», который формально не причастен к рейдерской схеме отъема имущества.
Как курьез, над которым хочется смеяться и плакать, Николай Кущак привел случай из своей богатой практики борьбы за предприятие, когда прокуратура, возбудив уголовное дело против афериста из числа руководящего состава акционерного общества, потом в суде сама же ходатайствовала об освобождении его от уголовной ответственности.
Есть что рассказать и представителю ХК «Краян» Юрию Кравцу. Расследование двух уголовных дел — о 24 миллионах гривен сфальсифицированной задолженности и о незаконной продаже 5 гектаров «краяновской» земли — успешно блокируется прокуратурой.
Ну, а венцом судейско-прокурорского произвола участники «круглого стола» назвали судебный процесс, в котором главным фигурантом является небезызвестная судья Приморского суда Наталья Гандзий. Дело, кстати, слушается в Херсоне. Опять-таки по причине того, что в Одессе объективное расследование было бы просто невозможно.
Как же бороться против творящегося в городе произвола, позволившего участникам теневых схем забрать за несколько последних лет в свою собственность целый ряд санаториев и свыше 20 крупных предприятий? Участники «круглого стола» уверены, что панацеей должен стать общественный контроль в лице средств массовой информации, которые должны выйти на бой с прокуратурой и судами, дабы их обличать, обличать, обличать...
Вряд ли СМИ можно обвинить в общественной глухоте и слепоте. Вот только при отсутствии желания самого государства навести порядок, жестко пресекая любые попытки захвата чужой собственности, все эти обличения больше напоминают борьбу с ветряными мельницами.
Олег СТАСОВ.