|
13 июля 2009 г в г. Киеве состоялась пресс-конференция, посвященная ситуации, сложившейся в морской отрасли в связи с возникшей проблемой разделения сфер влияния между государством и частными терминалами, которые строятся на прилегающих к акватории землях морских портов Украины.
На пресс-конференции была показана незаконность владения частными компаниями — государственными причалами, в частности, компанией «Трансинвестсервис» в порту «Южный», срок аренды которого истек в январе 2009 года, а также — акваторией и землями водного фонда компанией «Нибулон» в Николаевском морском торговом порту.
По словам заместителя министра транспорта и связи Украины — главы Государственной администрации морского и речного транспорта Михаила Павловича Чубая, «порты, несмотря на финансовый кризис, работают на полную мощность, однако в средствах массовой информации поднимается вопрос о проблеме взаимоотношений между государством и частными предприятиями. В Украине должен работать международный принцип взаимоотношений — акватория и причалы принадлежат государству, а погрузо-разгрузочные работы выполняют частные терминалы. Этот принцип должен выполняться неукоснительно».
Начальник ГП «Николаевский морской торговый порт» Василий Николаевич Капацина на пресс-конференции обратился к Генеральной прокуратуре с просьбой «вернуть государству государственную собственность и вмешаться в действия частной компании «Нибулон», которая пытается приватизировать 22 га водного пространства Украины, что грубо нарушает целый ряд законодательных актов Украины». «Мы сегодня обращаем внимание Генеральной прокуратуры и СБУ на те нечистоплотные компании, которые, переворачивая все с ног на голову, хотят и в Николаевском, и в Южном, и в Ильичевском портах украсть государственную собственность», — заявляет Василий Капацина.
Похожая ситуация и в Ильичевском морском торговом порту. Как рассказал начальник порта Геннадий Павлович Скворцов, «порт судится с частной компанией «Укртрансконтейнер», которая, несмотря на ряд судебных решений о неправомочности действий этой компании, до сих пор пытается препятствовать возвращению причалов в государственную собственность». «Через несовершенство законодательства осуществляется, фактически, захват территорий либо целостных имущественных комплексов. Территория акватории портов — это плацдарм: это защита либо нападение. Защита с точки зрения сохранения предприятия под контролем государства и плацдарм для нападения — это возможность взять частными структурами государственные порты «без боя», — считает Геннадий Скворцов.
Как сообщил начальник ГП «Морской торговый порт «Южный» Юрий Юрьевич Крук, конфликт разгорелся после того, как Кабинетом Министров были установлены четкие правила и полномочия сторон, в рамках этого была принята стратегия развития портов, и процесс ее реализации начался. Была осуществлена передача акватории государственным портам. «Однако мы получили колоссальное сопротивление со стороны частного бизнеса. По порту «Южный» разработана и заложена «мина замедленного действия» в виде компенсации частной структуре за несанкционированное дноуглубление, которая в итоге может привести к банкротству порта. Схема предельно проста — компания вначале захватила прилегающие к порту земли, далее, по договоренности с местными властями, построила там свои терминалы, не согласовав сметы с портом. Затем были проведены дноуглубительные работы по 5 причалам, также без согласования с портом, а потом порту предъявили иск на 52 млн. грн. для компенсации этих расходов. Но этот иск только по одному из причалов, общая сумма претензии сейчас уже оценивается в 500 млн. грн. Если суд удовлетворит это требование, то порт будет признан банкротом — у нас просто нет таких средств».
Юрий Юрьевич Крук отметил, что в акватории порта на данный момент работает ряд предприятий, которые никогда не предъявляли претензий по дноуглубительным работам, понимая абсурдность такого подхода. «В итоге незаконных действий порт терпит колоссальные убытки: так, по причалу № 16 порт недополучил доход в размере 23 млн. 359 тыс. грн., по причалу № 17 — 9 млн. 160 тыс. грн., кроме того, причал № 16 используется без договора аренды, что, в свою очередь, является грубейшим нарушением украинского законодательства», — сообщил он.
По мнению участников пресс-конференции, государство в лице Президента и Премьер-министра должно четко показать, что если сегодня не дать по рукам «рейдерам от портов», то завтра вся транспортная отрасль будет обанкрочена и захвачена всякого рода дельцами. Напомним, что чистая прибыль украинских морских портов в январе-мае этого года увеличилась в 3,5 раза. Морские торговые порты Украины получили по итогам января-мая 2009 года чистую прибыль в размере 873 млн. грн., что стало свидетельством существенного пополнения бюджета Украины.
Участники пресс-конференции призвали Генеральную прокуратуру и Фонд госимущества Украины дать правовую оценку действиям рейдеров в украинских портах и пресечь попытки нецивилизованного ведения бизнеса, направленного на развал отрасли. Наработанный международный принцип — акватория и причалы принадлежат государству, а погрузо-разгрузочные работы выполняют частные терминалы (операторы терминалов), что соответствует, в частности, и украинскому законодательству, — должен являться неукоснительным требованием для открытой взаимовыгодной работы частного бизнеса и государства.
Анна ГОЛУБЕВА.
Киев — Одесса.