|
В минувшую субботу возле Малиновского филиала КС «Украина» по адресу Люстдорфская дорога, 23, должно было состояться внеочередное собрание вкладчиков кредитного союза.
Предполагалось, что члены наблюдательного совета — а среди них есть люди, имеющие высшее экономическое образование и немалый опыт работы в различных отраслях народного хозяйства, — расскажут о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности КС, проводившейся в январе этого года специалистами Одесского территориального управления Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг), к которой и они были допущены.
Однако собрание не состоялось. Почему? Чем объяснить, что в рядах вкладчиков до сих пор отсутствует единство взглядов на ситуацию, сложившуюся в кредитном союзе? Чьи амбиции мешают членам кредитного союза объединиться для выработки единственно правильного варианта спасения КС «Украина» от окончательного краха?
Впрочем, это тема отдельной публикации. А сегодня интересует другое: почему в стороне от проблем вкладчиков КС «Украина» осталась Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг, которой как раз и вменено в обязанность следить за финансовым здоровьем кредитных союзов? Почему она не вмешалась в ситуацию еще в конце прошлого года, когда стало ясно, что вкладчики, штурмующие порог офиса в переулке Маяковского, 7, если и получат свои деньги, то очень нескоро?
Ответы на эти вопросы прольют свет не только на дальнейшую судьбу КС «Украина», а позволят сделать вывод относительно будущего всего кредитного движения в нашей стране. Ведь если Госфинуслуг не хватило полномочий, дабы предотвратить крах одного из самых крупных кредитных союзов и не дать исчезнуть в неизвестном направлении деньгам вкладчиков, тогда необходимо срочно пересматривать существующую законодательную базу, переписывать Закон «О кредитных союзах», наделять надзорный орган дополнительными контрольными функциями. Ну, а если всего хватало — и полномочий, и функций, и рычагов контроля, — но по каким-то причинам Госфинуслуг воздержалась от применения «силы», то тогда вдвойне непонятно, почему КС «Украина» отдали на заклание? И кто за это ответит?
Упоминавшаяся выше проверка документов кредитного союза открыла картину тотальных хищений во всей ее неприглядной «красоте». Так, обнаружилась сплошная неразбериха в оформлении кассовых операций. Приходные и расходные ордера выписывались хаотично, зачастую движение денег вообще никак не фиксировалось. А кассовых документов за 2008 год вообще обнаружить не удалось!
Кредиты также выдавались с «фокусами». Во-первых, проверка установила, что очень часто решение наблюдательного совета о выдаче кому-то из членов КС кредита не совпадало с тем, кто его действительно получил. Во-вторых, пропали кредитные истории — есть подозрение, что их похитили исчезнувшие руководители КС «Украина», — что не позволяет установить наличие у заемщиков обеспечения, гарантирующего возврат кредитных средств.
По данным бухучета, по состоянию за декабрь прошлого года, задолженность по кредитам составила почти 500 миллионов гривен, плюс 44,2 млн. грн. процентов за пользование заемными средствами. Примечательно, что непогашенная задолженность числится аж с 2002 года! Некоторые члены КС получали новый кредит, не погасив ранее взятый. В ряде случаев кредиты выдавались на срок, превышающий пять лет.
Отдельная тема — дополнительные паевые взносы. Принимая от вкладчиков деньги, офисные работники КС «Украина» не сообщали об отличии паевых взносов от депозитного вклада. А ведь доппай является собственным капиталом кредитного союза. При этом, доход на дополнительный паевой взнос, исчисляемый из величины полученной за год прибыли, должен выплачиваться пайщикам после утверждения годового отчета на общем собрании. Однако в КС «Украина» проценты на дополнительный пай выплачивали как по депозитному вкладу, чем также вводили вкладчиков в заблуждение. Исходя из этого, можно предположить, что те члены кредитного союза, которые пробуют вернуть свои вклады через суд, с оформлением претензий по возврату дополнительного паевого взноса будут иметь, простите за тавтологию, дополнительные проблемы.
Общая сумма задолженности КС «Украина» перед своими членами сегодня составляет 495 миллионов гривен.
Примечательно, что четыре года назад, в январе 2005-го, распоряжением Госфинуслуг № 3290 было приостановлено действие лицензии КС «Украина» по приему взносов на депозитные счета. Основание — невыполнение требований Закона Украины «О кредитных союзах», положения о критериях и финансовых нормативах деятельности кредитных союзов и порядке отчетности кредитных союзов перед Госфинуслуг.
Выяснилось, что на тот момент задолженность по кредитным договорам должностных лиц кредитного союза составила почти 80 миллионов гривен, причем 93% этой суммы оказалось в руках десяти человек. Вопросы о выдаче этих кредитов принимались единолично, проверка целевого использования заемных средств не проводилась, о выплате процентов вообще было «забыто». Тогда Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг на основании вышеизложенных фактов сделала вывод: финансовое положение КС «Украина» является кризисным в части возможности расчетов по своим обязательствам.
Однако вскоре судебным решением кредитному союзу было разрешено вновь принимать депозитные вклады от населения, а возбужденное в феврале 2005 года Генеральной прокуратурой Украины уголовное дело по факту хищения руководством КС «Украина» путем обмана и злоупотребления доверием вкладчиков имущества и денежных средств в особо крупных размерах было закрыто...
Потом Госфинуслуг, причем силами киевских специалистов, еще несколько раз проверяла КС «Украина», но больше замечаний к работе кредитного союза почему-то не предъявляла. Положительным оказалось заключение и независимой аудиторской проверки, проведенной фирмой «Ново-Аудит» из Ровно летом прошлого года. Надо ли говорить, насколько разительным оказался контраст между всеми этими документами и материалами последней ревизии, выявившей целый букет грубых финансовых нарушений?
Именно поэтому сегодня вкладчики КС «Украина» требуют от прокуратуры вынести протест на акты проверок Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, датированные 2006-2008 годами, с привлечением должностных лиц Госфинуслуг к ответственности.
Более того, согласно пункту 2 части 1 статьи 46 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», «...если финансовое учреждение на протяжении 30 рабочих дней не выполняет 10 и более процентов своих просроченных обязательств», Госфинуслуг назначает в кредитном союзе временную администрацию. Да и материалы, свидетельствующие о фактах совершенных финансовых правонарушений, по идее, должны собирать не вкладчики, а представители уполномоченного государственного органа.
Впрочем, даже сейчас еще не поздно для того, чтобы Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины вспомнила о своих полномочиях, в частности, о праве ввести в КС «Украина» временную администрацию и принять решение о созыве внеочередного общего собрания членов кредитного союза. И тогда в процессе реанимации кредитного союза действительно перешли бы от слов к делу.
Олег СУСЛОВ.