|
Митинг в троллейбусном депо
Несмотря на проливной дождь в минувшую пятницу, около полусотни водителей и кондукторов троллейбусного депо провели прямо у входа на предприятие акцию протеста, чтобы привлечь внимание к своим проблемам. Пригласили на нее и журналистов, которым рассказали, что заставило их прибегнуть к такой мере. О чем говорили люди?
Валентина ЛЕЩИШИНА, водитель первого класса:
— Наше руководство не считает нас за людей. Установили такие графики движения троллейбусов, которые нереально физически выполнить. Делаем безостановочно по
3-4 рейса... Никого не интересует, что зачастую приходится стоять в пробках, но в конечный пункт ты должен прибыть вовремя. Если не выполняем регулярность рейса, нам платят голый тариф, то есть нет никаких доплат. Впрочем, и за переработку часов, и за совмещение нам тоже ничего не доплачивают. Стараются всячески урезать зарплату, чтобы не было никаких премий и доплат. Я — водитель первого класса, за рулем с 1991 года, в прошлом месяце получила 1700 гривен, а мой кондуктор — около 400 гривен. На такие деньги человек может прожить? Наверное, ни в одной организации нет перерыва на обед в 17-20 минут... Я люблю свою работу, хочу здесь работать, но очень хочется, чтобы отношение cо стороны руководства к нам было человеческое.
Наталья ПАРОВИНА, водитель:
— Водителем троллейбуса я работаю 28 лет, но не помню, чтобы когда-то была такая тяжелая атмосфера в коллективе. Все доведено до точки кипения. Когда недавно назначенная на должность заместителя начальника депо заявляет, что мы все «здесь сгнием», о каком уважении руководства к своим подчиненным может идти речь? С каким настроением будет садиться за руль водитель, для которого главное — это безопасность движения? За малейшую провинность снимают премии, увольняют молодых водителей. Самое ужасное, сталкивают лбами водителей и кондукторов. Теперь водитель не имеет права ни на какие доплаты, если кондуктор не выполнил план.
Елена ЗЕМЛЕНУХИНА, кондуктор:
— Планы, которые установили для кондукторов с 1 декабря, после повышения стоимости проезда, выполнить практически невозможно. Повысили тариф за проезд до гривни — и мы лишились 50% платных пассажиров, потому что многим стало выгоднее ездить в маршрутке. Больше людей стали покупать проездные билеты, которые в наш план не попадают. Вот и выходит, что из того потока, который перевозили за 50 копеек, обилечиваем лишь четвертую часть. Так что не повышать для кондукторов нужно было план, а понижать. Я работаю кондуктором почти 6 лет, если раньше получала 1100-1300 гривен, то в декабре моя зарплата составила 530 гривен. Я мать-одиночка, могу ли с ребенком прожить на такие деньги? Ладно, я пострадала, не выполнив план, но почему должны из-за этого наказывать водителя, которому только и нужно следить за дорогой, а не думать о том, что он мало пассажиров перевозит?
Евгений ШКЕПУ, водитель первого класса:
— В понедельник в диспетчерской появилось объявление о том, что 17 водителей троллейбусов вызывают на профком по поводу увольнения. В этом списке есть и я. У меня за год насобиралось шесть замечаний, и якобы они являются причиной для увольнения. Но такие замечания могут быть практически у всех водителей: провозил в кабине своего знакомого, не объявил остановку, вышел на территорию депо без защитной куртки. Ни одного замечания нет по поводу нарушения правил дорожного движения. Обидно, я девять лет проработал водителем троллейбуса, а начальник депо мне заявляет: «Приехал в Одессу «капусту» рубить, теперь поедешь в село капусту сажать». Я пять лет проработал комбайнером-трактористом в селе Николаевского района, и если бы не распалось хозяйство, ни за что бы не уехал из села. А попрекать меня куском хлеба, который я нелегко зарабатываю в Одессе, просто бессовестно.
Валерий КОВАЛЕВ, маневровый водитель:
— Работаю в депо с 1972 года, это предприятие для меня родное, и мне небезразлично, что здесь происходит. Устанавливаются для кондукторов, водителей, слесарей завышенные планы, чтобы потом снимать с них премии, надбавки, накладывать штрафы. Экономят на зарплате рабочих, чтобы потом директор мог получить солидную премию за экономию фонда заработной платы.
У руководителя депо должна болеть голова о том, чтобы сохранить территорию предприятия. А у нас уже забиты колышки авторынком «Успех», которому мы должны передать часть территории. Было два троллейбусных депо в Одессе, сейчас осталось одно, и то собираются урезать. На территории, которая должна отойти авторынку, размещалось 60 машин. Куда их теперь будем ставить? Моя задача как маневрового диспетчера — расставить все машины после их заезда в депо. Теперь расстояние между троллейбусами будет полтора метра, в гололед не выедешь, чтобы не задеть рядом стоящую машину. О тормозной площадке для проверки технически неисправных машин можно забыть, ее просто не будет. Собираются увеличить парк троллейбусов, а куда будут ставить новые машины, если на нынешней территории не развернуться?
НАЧАЛЬНИК троллейбусного депо Олег Дмитриев не счел нужным пообщаться со своими подчиненными, которые сначала митинговали на проходной предприятия, а потом, чтобы укрыться от дождя, попытались зайти в «красный уголок», ключи от которого так для них и не нашли.
Только после просьбы журналистов начальник решил прокомментировать некоторые вопросы. Олег Тимофеевич прошелся по злополучному списку кандидатов на увольнение. У каждого, сказал, есть грехи, и немалые: прогулы, несоблюдение правил личной безопасности, на проезжую часть выходят без защитных средств, не объявляют остановки. Травматизма на производстве он не допустит и с разгильдяйством будет бороться. Наложили на человека взыскание — есть порядок его оспаривания.
Что касается зарплаты кондукторов, то она сдельно-премиальная. Средняя зарплата кондукторов 928 гривен. Тот, кто перевыполняет план, получает более 2 тысяч гривен, кто едва с ним справляется — значительно меньше. Если кондуктор видит, что на его маршруте план невозможно выполнить, должен обратиться с заявкой, чтобы провели соответствующую проверку. А решение о передаче части территории депо принимал горсовет, и ему как руководителю приходится лишь его выполнять.
Удалось пообщаться и с председателем профкома коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс» Валентиной Селищевой. Как заверила Валентина Ивановна, соответствующие службы уже занялись корректировкой сокращенных графиков маршрутов, водителям будет добавлено время на рейс. А время на обеденный перерыв можно увеличить, но тогда оно будет неоплачиваемое. Минимальную зарплату в размере 605 гривен кондукторы должны получать, перевыполнил план — получи 50% от сданной сверхплановой выручки. К сожалению, не все кондукторы честные, многие пользуются тем, что некоторые пассажиры не требуют билеты, и деньги кладут в собственный карман. В декабре при плане в 4 миллиона гривен от продажи билетов выручено только 3 миллиона, в январе — лишь два миллиона.
В троллейбусном депо, считает Валентина Селищева, очень опытный профсоюзный руководитель — Надежда Рыборак. Не на каждое представление об увольнении профсоюз дает «добро». Она надеется, что и в данном случае никого не уволят безосновательно. С каждым человеком и с каждой конкретной ситуацией разберутся тщательно.
Очень бы хотелось на это надеяться. А с другой стороны, несколько странная ситуация получается. Водителей с большим опытом работы увольняют не за такие уж серьезные провинности. А предприятие, которое постоянно ощущает дефицит кадров, дает объявления о приеме на работу этих же специалистов, подготовке и обучении водителей. Что тут — расчет на то, что новые водители троллейбусов будут не такими уж требовательными и согласятся на любые условия работы?
Татьяна ЖАКОВА.