За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Різне

Сергей Кивалов: «Дело Змеиного — урок для украинской власти»

№25 (8959) // 17 февраля 2009 г.

Народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия, доктор юридических наук, профессор С.В. Кивалов — о решении Международного суда ООН от 3 февраля 2009 года:

— Это решение подвело черту под многолетней проблемой урегулирования украинско-румынского спора о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны двух государств в северо-западном бассейне Черного моря.

В разное время пограничные взаимоотношения Украины и Румынии были урегулированы рядом международных соглашений: Договором о режиме советско-румынской государственной границы от 25 декабря 1949 года, Договором о режиме советско-румынской государственной границы от 27 февраля 1961 года, с протоколами об описании прохождения линии государственной границы 1962 и 1974 годов, Договором об отношениях добрососедства и сотрудничества от 2 февраля 1997 года, Договором о режиме украинско-румынской государственной границы и о взаимной помощи по приграничным вопросам от 17 июня 2003 года.

Однако морскую границу удалось согласовать только до внешнего стыка территориальных морей двух государств. Вопрос о делимитации украинского и румынского континентального шельфа оставался спорным вплоть до февраля этого года. Только с 1998-го по 2004 год было проведено 24 раунда двусторонних переговоров, 10 встреч экспертов, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

16 декабря 2004 года Румыния обратилась в Международный суд ООН. Но еще раньше, 2 февраля 1997 года, Украина подписала с Румынией договор, предоставивший румынской стороне такую возможность. Все дело в том, что независимая Украина, продолжая практику СССР, не признает общеобязательной юрисдикции Международного суда ООН (когда любое государство может подать иск против нашего государства, и суд автоматически будет вправе вынести обязательное и окончательное решение), а занимает более осторожную позицию, оставляя за собой возможность передать, или позволить своему оппоненту передать, на рассмотрение Международного суда ООН конкретный спор, касающийся интересов Украины. И в феврале 1997 года тогдашний министр иностранных дел, один из руководителей Народного руха Украины Геннадий Удовенко дал Румынии такой карт-бланш.

Хотя юридических аргументов у Украины было заметно меньше, чем политических. СССР, который с самого начала был представлен в Международном суде ООН своим судьей, а в 1967 — 1970 гг. — даже вице-президентом суда, нашим славным соотечественником Владимиром Михайловичем Корецким, и то все время проявлял осторожность в передаче своих споров на рассмотрение Международного суда ООН. За 55 лет членства СССР в ООН он так и не согласился на рассмотрение Международным судом ООН ни одного своего дела, невзирая на настойчивые просьбы США и других государств.

Но видные деятели независимой Украины решили, что они умнее.

В результате 3 февраля мы получили окончательное и не подлежащее обжалованию решение Международного суда ООН, которое из 12200 квадратных километров спорной зоны 9700 кв. км. присудило Румынии, а 2500 кв. км., то есть в 4 раза меньше, — Украине.

Возникает резонный вопрос: неужто такое решение Международного суда нельзя было предвидеть? Тогда из каких соображений МИД Украины давал согласие обратиться именно в этот юрисдикционный орган?

Следующий, не менее резонный вопрос: а почему, даже оказавшись в Международном суде ООН, представители Украины так провели процесс, что коллегия судей из 15 стран, большинство из которых вообще находится от Украины и Румынии на другом конце света, единогласно (!) один за другим отвергла все украинские аргументы в пользу увеличения площади ее морских пространств: и почти в три раза большую протяженность украинской береговой линии в зоне размежевания, и присутствие в зоне размежевания украинского острова Змеиный, и первенство Украины в геологоразведывательной деятельности в спорной зоне, и историческую договорную практику двух государств?

Почему состав группы уполномоченных представителей Украины в Международном суде ООН менялся три раза?

При этом в Украине хорошо помнят, как в 2004 году Министерство иностранных дел упорно отказывалось от любой экспертной помощи, добровольно предлагавшейся ведущими отечественными центрами юридических знаний, научными школами международного права. Так, Одесская национальная юридическая академия обращалась с предложением оказать безвозмездную юридическую помощь. Но украинское МИД отказалось: «Сами справимся». Теперь мы знаем, как справились. Но в чем причины подобной политики? Как не повторить этих ошибок?

Ответы на эти и многие другие вопросы должна дать специальная парламентская комиссия, которую необходимо создать в составе народных депутатов Украины и ведущих независимых экспертов. Нужно основательно разобраться в сложившейся ситуации, выявить ошибки и добиться того, чтобы внешнеполитические органы Украины учли их в последующей работе. В конце концов, этот политико-юридический спор — не последний, а государственная территория, ее суверенность и сохранность — вопросы национального значения.



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

23.02.2009 | konsyltacii.com
С решением суда от 3.02.2009 "о делимитации" границ между Украиной и Румынией можно ознакомиться на сайте http://www.icj-cij.org/homepage/index.php?lang=en
23.02.2009 | konsyltacii.com
Правда ли что, п.218,п.140,141 Решения суда от 03.02.2009 г. по делу делимитации границ Украины и Румынии как одна из исходных точек расчета была применена "дамба Sulina" - исскуственное сооружение, что противоречит международному праву?Что были нарушения международного права,в частности Конвенций по морскому праву и шельфу,на основании которых, в нарушение законов географии,математики,геометрии,права о.Змеиный не учитывался при непропорциональном разделе экономической зоны и шельфа Украины западным судом?

Правда ли что большинство упоминаемых в решении суда прецеденты - в основном из споров развивающихся стран?Правда ли, что если бы Украина не согласилась на суд и привлекла бы Россию как правоприемника СССР на своей стороне, то не было бы потери части экономической зоны и шельфа?

Правда ли, что не к полномочиям МИД относится принятие решений, могущих изменить границы Украины?
23.02.2009 | konsyltacii.com
4.Можно подумать о юридических основаниях не признавать данное решение суда, так как оно должно быть вынесено на законных основаниях и если оно противоречит международным нормативным актам, на основании которых вынесено, то, видимо, не является законным.

5.Вызывает сомнение, с учетом существовавших до решения суда международных правовых актов, подсудность данному суду права фактически лишать государство его исключительной экономической зоны, шельфа (размеры которых уже есть в Конвенциях) под видом делимитации. Если не учитывать статус острова при отсчете, то стоит задуматься многим островным государствам, вся исключительная экономическая зона которых и шельф отсчитывается от исходных точек островной территории. И эти островные государства разной величины.

6.Существует юридическое обоснование законных действий страны в рамках существующих международных отношений по данному поводу с целью отстаивания прав своей страны.
23.02.2009 | konsyltacii.com
Вопросы по ситуации вокруг острова Змеиный (Украина)

1.Зачем было соглашаться на Международный суд, если ранее заключенные международные договоры позволяли Украине этого не делать? См.оговорку Украины и СССР при присоединении к Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982

2.В международном праве если объект признан островом -то у него и права острова, в том числе и по отсчету экономической зоны и шельфу.Нет такого,чтобы из-за величины острова его лишали вытекающих из этого прав.Островом то признают, но прав лишают.Такого быть не может-права вытекают из статуса.

3.Нельзя под видом делимитации лишать государство прав на его законную исключительную экономическую зону и шельф их размеры уже установлены действующим международным правом и решение суда не должно им противоречить, так как основываться оно должно не на политике, а на применении норм действующего законодательства к конкретной ситуации (принцип " от общего- к частному")
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
16/07/2025
Одещина впевнено впроваджує «Мрію», повідомляють в Одеській ОВА...
16/07/2025
Прем’єр-міністр України Денис Шмигаль офіційно подав до Верховної Ради заяву про відставку...
16/07/2025
Погода в Одесі 18—23 липня
09/07/2025
З6 по 16 липня в штаб-квартирі ЮНЕСКО (Париж, Франція) Комітет всесвітньої спадщини проводить 47 сесію. Серед інших, розглядаються питання, присвячені нашому місту, зокрема звіт про стан збереження «Історичного центру Одеси»...
Все новости



Архив номеров
июль 2025:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31


© 2004—2025 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.068