За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Різне

Сергей Кивалов: «Дело Змеиного — урок для украинской власти»

№25 (8959) // 17 февраля 2009 г.

Народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия, доктор юридических наук, профессор С.В. Кивалов — о решении Международного суда ООН от 3 февраля 2009 года:

— Это решение подвело черту под многолетней проблемой урегулирования украинско-румынского спора о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны двух государств в северо-западном бассейне Черного моря.

В разное время пограничные взаимоотношения Украины и Румынии были урегулированы рядом международных соглашений: Договором о режиме советско-румынской государственной границы от 25 декабря 1949 года, Договором о режиме советско-румынской государственной границы от 27 февраля 1961 года, с протоколами об описании прохождения линии государственной границы 1962 и 1974 годов, Договором об отношениях добрососедства и сотрудничества от 2 февраля 1997 года, Договором о режиме украинско-румынской государственной границы и о взаимной помощи по приграничным вопросам от 17 июня 2003 года.

Однако морскую границу удалось согласовать только до внешнего стыка территориальных морей двух государств. Вопрос о делимитации украинского и румынского континентального шельфа оставался спорным вплоть до февраля этого года. Только с 1998-го по 2004 год было проведено 24 раунда двусторонних переговоров, 10 встреч экспертов, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

16 декабря 2004 года Румыния обратилась в Международный суд ООН. Но еще раньше, 2 февраля 1997 года, Украина подписала с Румынией договор, предоставивший румынской стороне такую возможность. Все дело в том, что независимая Украина, продолжая практику СССР, не признает общеобязательной юрисдикции Международного суда ООН (когда любое государство может подать иск против нашего государства, и суд автоматически будет вправе вынести обязательное и окончательное решение), а занимает более осторожную позицию, оставляя за собой возможность передать, или позволить своему оппоненту передать, на рассмотрение Международного суда ООН конкретный спор, касающийся интересов Украины. И в феврале 1997 года тогдашний министр иностранных дел, один из руководителей Народного руха Украины Геннадий Удовенко дал Румынии такой карт-бланш.

Хотя юридических аргументов у Украины было заметно меньше, чем политических. СССР, который с самого начала был представлен в Международном суде ООН своим судьей, а в 1967 — 1970 гг. — даже вице-президентом суда, нашим славным соотечественником Владимиром Михайловичем Корецким, и то все время проявлял осторожность в передаче своих споров на рассмотрение Международного суда ООН. За 55 лет членства СССР в ООН он так и не согласился на рассмотрение Международным судом ООН ни одного своего дела, невзирая на настойчивые просьбы США и других государств.

Но видные деятели независимой Украины решили, что они умнее.

В результате 3 февраля мы получили окончательное и не подлежащее обжалованию решение Международного суда ООН, которое из 12200 квадратных километров спорной зоны 9700 кв. км. присудило Румынии, а 2500 кв. км., то есть в 4 раза меньше, — Украине.

Возникает резонный вопрос: неужто такое решение Международного суда нельзя было предвидеть? Тогда из каких соображений МИД Украины давал согласие обратиться именно в этот юрисдикционный орган?

Следующий, не менее резонный вопрос: а почему, даже оказавшись в Международном суде ООН, представители Украины так провели процесс, что коллегия судей из 15 стран, большинство из которых вообще находится от Украины и Румынии на другом конце света, единогласно (!) один за другим отвергла все украинские аргументы в пользу увеличения площади ее морских пространств: и почти в три раза большую протяженность украинской береговой линии в зоне размежевания, и присутствие в зоне размежевания украинского острова Змеиный, и первенство Украины в геологоразведывательной деятельности в спорной зоне, и историческую договорную практику двух государств?

Почему состав группы уполномоченных представителей Украины в Международном суде ООН менялся три раза?

При этом в Украине хорошо помнят, как в 2004 году Министерство иностранных дел упорно отказывалось от любой экспертной помощи, добровольно предлагавшейся ведущими отечественными центрами юридических знаний, научными школами международного права. Так, Одесская национальная юридическая академия обращалась с предложением оказать безвозмездную юридическую помощь. Но украинское МИД отказалось: «Сами справимся». Теперь мы знаем, как справились. Но в чем причины подобной политики? Как не повторить этих ошибок?

Ответы на эти и многие другие вопросы должна дать специальная парламентская комиссия, которую необходимо создать в составе народных депутатов Украины и ведущих независимых экспертов. Нужно основательно разобраться в сложившейся ситуации, выявить ошибки и добиться того, чтобы внешнеполитические органы Украины учли их в последующей работе. В конце концов, этот политико-юридический спор — не последний, а государственная территория, ее суверенность и сохранность — вопросы национального значения.



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

23.02.2009 | konsyltacii.com
С решением суда от 3.02.2009 "о делимитации" границ между Украиной и Румынией можно ознакомиться на сайте http://www.icj-cij.org/homepage/index.php?lang=en
23.02.2009 | konsyltacii.com
Правда ли что, п.218,п.140,141 Решения суда от 03.02.2009 г. по делу делимитации границ Украины и Румынии как одна из исходных точек расчета была применена "дамба Sulina" - исскуственное сооружение, что противоречит международному праву?Что были нарушения международного права,в частности Конвенций по морскому праву и шельфу,на основании которых, в нарушение законов географии,математики,геометрии,права о.Змеиный не учитывался при непропорциональном разделе экономической зоны и шельфа Украины западным судом?

Правда ли что большинство упоминаемых в решении суда прецеденты - в основном из споров развивающихся стран?Правда ли, что если бы Украина не согласилась на суд и привлекла бы Россию как правоприемника СССР на своей стороне, то не было бы потери части экономической зоны и шельфа?

Правда ли, что не к полномочиям МИД относится принятие решений, могущих изменить границы Украины?
23.02.2009 | konsyltacii.com
4.Можно подумать о юридических основаниях не признавать данное решение суда, так как оно должно быть вынесено на законных основаниях и если оно противоречит международным нормативным актам, на основании которых вынесено, то, видимо, не является законным.

5.Вызывает сомнение, с учетом существовавших до решения суда международных правовых актов, подсудность данному суду права фактически лишать государство его исключительной экономической зоны, шельфа (размеры которых уже есть в Конвенциях) под видом делимитации. Если не учитывать статус острова при отсчете, то стоит задуматься многим островным государствам, вся исключительная экономическая зона которых и шельф отсчитывается от исходных точек островной территории. И эти островные государства разной величины.

6.Существует юридическое обоснование законных действий страны в рамках существующих международных отношений по данному поводу с целью отстаивания прав своей страны.
23.02.2009 | konsyltacii.com
Вопросы по ситуации вокруг острова Змеиный (Украина)

1.Зачем было соглашаться на Международный суд, если ранее заключенные международные договоры позволяли Украине этого не делать? См.оговорку Украины и СССР при присоединении к Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982

2.В международном праве если объект признан островом -то у него и права острова, в том числе и по отсчету экономической зоны и шельфу.Нет такого,чтобы из-за величины острова его лишали вытекающих из этого прав.Островом то признают, но прав лишают.Такого быть не может-права вытекают из статуса.

3.Нельзя под видом делимитации лишать государство прав на его законную исключительную экономическую зону и шельф их размеры уже установлены действующим международным правом и решение суда не должно им противоречить, так как основываться оно должно не на политике, а на применении норм действующего законодательства к конкретной ситуации (принцип " от общего- к частному")
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
18/12/2024
Наприкінці літа уряд затвердив зміни до Державної стратегії регіонального розвитку на 2021—2027 роки. Основний акцент було зроблено «на відновленні інфраструктури з урахуванням безпекових вимог...
18/12/2024
За Угодою для Програми екстреного відновлення між Японською агенцією міжнародного співробітництва (JICA) та Україною до Одеси надійшло 5 одиниць техніки...
18/12/2024
Напередодні новорічних свят в Одесі запрацювали ялинкові базари. У різних районах міста (всього 35 локацій) можна буде придбати новорічні ялинки та сосни...
18/12/2024
Володимир Зеленський заявив, що наразі країна перебуває не в слабкій, але водночас і не в достатньо сильній позиції, аби починати мирні перемовини...
Все новости



Архив номеров
декабрь 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.031