|
Валерий Иванович ВЗГЛЯДОВ по образованию — инженер-экономист. А по призванию — методист, педагог. Написал программу курса математической логики для начальной школы, которая была утверждена институтом усовершенствования учителей. Работал в 241-м логопедическом детском саду, где с его подачи провели конкурс юного мыслителя. В воскресной школе японского языка и культуры при японском бизнес-колледже вел курс «Система раннего развития детей». Неоднократно участвовал в ярмарках педагогических идей и технологий. Но основным местом работы всегда были шахматно-шашечный клуб, специализированная детско-юношеская шахматная школа олимпийского резерва, где он преподает по сей день. Поэтому когда был поднят вопрос о том, кто будет заниматься с учащимися первого шахматного класса, открывающегося с этого учебного года в специализированной школе № 59, сомнений не возникло: конечно же, Взглядов!
— В шахматы и шашки я влюбился в детстве, — вспоминает Валерий Иванович. — Сам я с Пересыпи, учился в
66-й школе. Там подобрался мощный педагогический коллектив, в основном, люди, прошедшие войну. Они совершенно иначе, чем нынешние поколения, видели мир. Умели радоваться жизни и нам прививали любовь к самым разным видам деятельности, к спорту в том числе.
— Удалось добиться каких-то успехов на спортивном поприще?
— Наша школа выиграла чемпионат города, я играл на третьей доске, чем очень горжусь. В полуфинале, помню, выиграли у команды, где первым номером числился кандидат в мастера Альбурт, а третьим — Володя Клубис. На этом мои турнирные достижения, по большому счету, исчерпываются, хотя удалось выполнить кандидатскую норму по шахматам и мастерскую по шашкам. После окончания института попал в шахматный клуб, в комитет заочных соревнований. Дорос до зама, какое-то время возглавлял школу олимпийского резерва, а потом перешел на тренерскую работу. С этого все и началось.
— Вы имеете в виду увлечение педагогикой?
— Увлечение? Странное определение дела, которому посвятил всю жизнь. Тогда проводилось много соревнований, приходилось с детьми разъезжать по стране. Учиться моим подопечным приходилось в поездах и в гостиницах. И как-то само собой получилось, что кому-то надо было помочь в устном счете, а кому-то — усвоить исторический материал. В это время настоящий фурор в мире произвели сестры Полгар из Венгрии. Прочел о них большую статью, которая заставила задуматься: ведь они не ходили в школу, занимались по собственной программе.
— Чем же вас не устраивала официальная школа?
— Она, в основном, построена на зубрежке, а это малоэффективный метод. Кроме того, в школе главное — оценка. Получается, что знания — ради оценки. А по-моему, школа должна давать базу, базу всей последующей жизни. То есть, проще говоря, научить думать. Занятия с юными шахматистами показали, что как раз у них с усвоением учебного материала проблем нет. Если упрощенно, то шахматные уроки помогают учить уроки школьные.
— Но ведь шахматы — это еще и спорт...
— Понимаете, чемпионство требует фанатизма. Я же давно стал, если так можно выразиться, на государственную позицию: через шахматы — к развитию интеллекта. Да, чемпионы появляются, но это уже, так сказать, дополнительный продукт моей деятельности. Так, в 49-й школе, где в течение трех лет я вел шахматный класс, выделялись Вика Дорошко и Олечка Журавлева. Сейчас радуют успехами Даша Настаченко и Илья Макалюк. В последнее время к ним здорово подтянулась Нино Абзианидзе. Но, поверьте, меня больше радует тот факт, что практически все мои ученики во взрослой жизни стали успешными людьми. В коллективе, где занимались Дорошко и Настаченко, например, больше «звезд» не было, зато в плане успеваемости класс шел с огромным интеллектуальным отрывом.
— Если я правильно понял, шахматный класс, организуемый в 59-й школе, — это, прежде всего, педагогический проект?
— Это совместный проект со специализированной детско-юношеской шахматной школой олимпийского резерва. То есть задача поиска и развития шахматных талантов отнюдь не снимается. Наиболее способные ученики впоследствии плавно перейдут в СДЮСШОР, где будут заниматься шахматами более профессионально. Но стратегической задачей для меня остается воспитание высокоинтеллектуальной, широко развитой личности. При помощи шахмат. Ведь это не просто игра, это целый мир — яркий и неисчерпаемый.
— Валерий Иванович, как будет строиться учебный процесс в шахматном классе?
— Не будем забывать, что мы имеем дело с первоклашками. Поэтому нагрузки должны строго соответствовать программе начальной школы. После уроков учащихся ждет «продленка», куда я буду вписан со своим расписанием — 6 часов занятий шахматами в неделю.
— А каков численный состав шахматного класса?
— 20—25 человек.
— Записаться можно любому желающему?
— Мы принимаем детей из всех районов города. Подробности можно узнать по телефонам 722-18-00 и 724-63-14 — это 59-я школа, а также 33-89-14 — шахматная школа олимпийского резерва.
Анатолий МАЗУРЕНКО.