|
волейбол
Серебряные медали, завоеванные волейболистками «Джинестры», спортивной общественностью были расценены как главная сенсация национального первенства. Долгое время одесситки, буквально вымучивая каждую игру, «болтались» в районе шестого места. Зато на финише их было не остановить: феноменальный спурт вынес команду на вторую строчку турнирной таблицы. Впереди оказался лишь явный фаворит — черкасский «Круг». Впрочем, по крайней мере, один человек в Одессе уверен: и чемпионок можно (и нужно!) побеждать. Это главный тренер «Джинестры» олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта Е. СОКОЛОВСКАЯ.
— Елена, еще совсем недавно мы восхищались вашими действиями на площадке. Каково это — незаурядному игроку фактически начинать с нуля, на новом поприще?
— Действительно, два года назад я еще «прыгала». И если раньше после матча мне снилась лишь собственная игра, то теперь — каждой волейболистки в отдельности. Считается, что тренер должен убить в себе игрока, но с другой стороны — недавнее игровое прошлое позволяет лучше понять состояние подопечных. Например, на финише чемпионата, когда приходилось проводить по три встречи подряд. Как тренер осознавала, что по возвращении с тура домой нужно, скажем, подтянуть блок, но ставила себя на место уставших спортсменок и чувствовала, что от такой принципиальности толку не будет.
Трудно оказалось сдерживать свои эмоции по ходу поединка. Ведь тренер у нас по сути — никто, все определяет судья. Если таким корифеям, как Голотов и Романовский желтые карточки предъявляли, то что уж говорить обо мне. Приходилось терпеть.
— Эстонский гроссмейстер Пауль Керес утверждал, что женщины никогда не смогут добиться больших успехов в шахматах, так как шесть часов сидеть молча противоречит их натуре.
— Но два-то часа можно (смеется)!
— Вы ведь на посту главного тренера команды высшего дивизиона дебютировали?
— Не совсем так. В Украине я действительно впервые возглавила коллектив суперлиги. Но в Польше, выступая за клуб города Андрехова, одновременно исполняла обязанности «рулевого». И получалось неплохо — за 1-2 места боролись, в Кубке Кубков играли (побеждали итальянок, московский ЦСКА, который в итоге Кубок выиграл). Лучшая нападающая Европы Глинка — мой ребенок. Она часто звонит и даже в официальных бумагах пишет меня своим тренером. Это очень приятно.
— И какова разница между, скажем так, «менталитетами» польского и украинского первенства?
— Да какая разница! Тетки, как мы говорим, они и есть тетки. Со своими причудами и капризами. Теперь-то я понимаю Юрия Исидоровича Курильского, который недоумевал: «Вас не поймешь. Ее похвалишь — она рыдает, наорешь — улыбается». Владимир Леонидович Паткин, интеллигентнейший человек, в сборной СССР после трех месяцев работы грозился: «Да вам кнут нужен! Я на вас кричать буду!» Правда, кричать так и не смог — воспитание не позволяло. Курильский, Паткин, Карполь — все они выдающиеся специалисты, у всех пытаюсь взять лучшее. Николай Васильевич, несмотря на непростые наши отношения, одним из первых поздравил меня и команду с серебряными медалями. Не стесняюсь учиться и у коллег-соперников.
— Кстати, Елена, вы ведь — единственная женщина, стоящая во главе клуба суперлиги. Каково отношение коллег-мужчин?
— Они уважают успехи, достигнутые мною на площадке. Что же касается новой роли, то поначалу отнеслись к ней с подозрением. В смысле: она классный игрок, но это не значит, что из нее получится тренер. Потом стали побаиваться. И это, если хотите, — признание. А в общем, отношения у нас очень хорошие. Иногда они меня «подкалывают»: «Лена, когда мы увидим тебя на игре в юбке?»
— А почему бы и нет?
— Хороша картина: я надену юбку, второй тренер — джинсы, врач — шорты... Нет, надо стиль соблюдать.
— За внешним видом команды следите?
— А как же! Знаете, еще когда выступала за «Уралочку», всегда выделяла одесситок. У них везде поклонники были — и в Москве, и в Свердловске. Они если не игрой, то красотой брали. В декольтированных тельняшках, всегда загорелые и почему-то все с черными волосами. Помню, приехала домой: «Мама, хочу черные волосы!»
— Но, чтобы бороться за места на пьедестале, одной красоты мало. Как получилось, что проведя большую часть чемпионата в середине турнирной таблицы, «Джинестра» в итоге финишировала второй?
— Я только спустя несколько месяцев поняла, во что впуталась. От прошлогоднего состава осталось всего три человека — Оболонская, Рыхлюк и травмированная Силецкая. Пришли опытные мастера, но они никогда друг с другом не играли. Сломала руку Рыхлюк, долго восстанавливалась Кривоносова, Малыш приступила к тренировкам через два месяца после рождения ребенка, а перед этим год не играла. В команду я пришла 22 августа, чемпионат завершился 22 апреля — всего семь месяцев. Выкручивались, как могли, тасовали состав, латали в нем дыры. Тогда я задавала себе вопрос: «Хватит ли мне времени?» В этой ситуации колоссальные выдержку и терпение проявили наши руководители — люди амбициозные, всегда ставящие перед собой высокие цели. Они дали возможность нам с девчонками прийти в себя и в конце концов реализовать свой потенциал. Большое спасибо за это почетному президенту клуба Валерию Александровичу Манько, президенту Александру Фильевичу Белину и, конечно же, президенту федерации волейбола Одесской области Михаилу Ильичу Кучуку.
— Когда вы поняли, что команда способна бороться за медали?
— После домашних матчей с «Кругом». Когда проиграли первую встречу (2:3, а могли выиграть — 3:1), пошли разговоры: у нее хорошая команда, но в «четверку» ей пока рано. Тут во мне Кабарда (кровь у меня наполовину кавказская) и проснулась. Да и девчонки завелись не на шутку. Оставалось 6 игр, из них 4 на выезде. Но остановить «Джинестру» уже не мог никто. В Тернополе главным судьей назначили Александра Бибера, в то время как его брат Володя (царство ему небесное) был президентом «Галычанки». Представляете? После тренировки Александр Михайлович подошел ко мне: «Лена, я твоих девчонок не узнаю! Сегодня они у любого соперника выиграют, даже у «Круга». Мы и выиграли — дважды по 3:0. А заключительный этап прошли, что называется, на кураже.
— Скажите, неужели «Круг» настолько превосходит конкурентов в мастерстве?
— А кто против них по-настоящему играл, кроме нас?! Все заранее руки опускали. А мы даже на старте, в «овощном», извините, составе, должны были в Черкассах выигрывать, если бы нас объективно судили. И будущее у них не такое уж безоблачное: кто-то обязательно уйдет, а какова будет смена — посмотрим.
— Кто же выиграл для Одессы «серебро» чемпионата страны?
— Основная нагрузка легла на плечи Лены Кривоносовой и Леси Рыхлюк. Они — главная ударная сила команды. Лена очень хорошо сыграла в первой половине турнира, во второй привлекательнее выглядела Леся. Зато в самом главном матче в Черкассах с «Орбитой» Кривоносова «выложила» все, что имела. По-моему, она в молодости так не играла. Наверное, именно этот матч стал решающим при определении лучшей нападающей турнира, которой она была признана. Хотя я голосовала за Рыхлюк.
Вели игру «связки» Оля Павлова и Маша Харчинская. Ольга поначалу на мое приглашение ответила отказом, и я обратилась в Маше. Ей досталась неблагодарная роль — налаживать связи в хромающей на обе ноги команде. Харчинская в этой ситуации сделала все, что могла. А потом пришла Павлова, которую по мастерству я ставлю в один ряд с суперзвездами — Кирилловой, Жуковой. Благодаря Ольге мы здорово прибавили. Мария же в любой момент готова была ее заменить. Мало того, по мере необходимости она выходила на площадку в любую зону, на любую позицию и усиливала игру.
Юлечку Ларионову мы нашли в студенческой лиге. Ребенок даже в мечтах не предполагал, что будет играть на таком уровне. Нет в ее арсенале эффектных пушечных ударов, но КПД действий очень высок — то мяч в руках соперниц застрянет, то от блока в аут улетит. Незаменимый человечек и очень трудолюбивый.
Наши «троечницы» — Юлия Малыш, Аня Лагутенко и Аня Ершова. Юля — уникальный человек. В 40 лет родить второго ребенка и через два месяца выйти на площадку! А какая у нее школа! Сейчас так никто не нападает, утеряны традиции. Мы-то учились у старших, а нынешним не у кого было — лучшие поразъехались по заграницам. Рядом с Юлей «растут» молодые. Семимильными шагами прогрессирует Лагутенко. Прыгучая, скоростная, она хочет играть, и она будет играть. Не случайно на нее обратили внимание тренеры молодежной сборной. Хорошие данные у Ершовой. Характер, правда, мешает — «самоедка» она. Но шанс заиграть у нее, безусловно, есть.
Светлана Оболонская признана лучшим либеро чемпионата. Какие нужны комментарии? По трудолюбию с ней может сравниться только Лагутенко. Иногда подходит: «Елена Рабиговна, можно сегодня я на тренировке падать не буду?» Это у нее так все тело побито. И все равно падает, и все равно «тащит». А каковы чистота приема, чистота «доводки»!
Таня Силецкая — «Леди Сталь». В прошлом году перенесла сложную операцию. Очень техничная волейболистка, мудрая. Нередко выходила на подачу и вносила в игру перелом.
И, конечно же, хочу сказать теплые слова в адрес моих помощников — тренера Сергея Ушакова и администратора Игоря Шевченко.
— У команды, занявшей второе место, может быть лишь одна цель...
— Первое! Будем работать. Непобедимых команд не существует, «Круг» — не исключение. Хотелось бы, по крайней мере, процентов на девяносто сохранить состав. Нужна и свежая кровь. Необходимо поднимать детский волейбол. Намереваюсь посмотреть, что у нас есть в ДЮСШ-2. Поеду в Херсон, Николаев — это неизведанные края. Отдыхать нам некогда. Впереди новый сезон, а мы ведь еще завоевали право в еврокубках играть.
Анатолий МАЗУРЕНКО.