|
После неудачи на Олимпиаде в Сиднее (в активе сборной Украины оказалось всего три золотые награды — две на счету харьковчанки Яны Клочковой и одна — одессита Николая Мильчева) нашим землякам удалось реабилитироваться в столице Греции. Украинцы выиграли 8 золотых медалей, 5 серебряных и 9 бронзовых. Такова статистика сегодняшнего дня. Но вплоть до 2012 года список отечественных олимпиоников был на одного спортсмена больше. Восемь лет чемпионом в толкании ядра официально и заслуженно считался Юрий Белоног.
Брачные узы нередко существенно влияют на спортивную географию, когда один из атлетов вынужден сменить прописку, переехав к мужу или жене. Не стал исключением и наш город. Так, легкоатлет Сергей Олизаренко покорил сердце Надежды Мушты из Брянска, и Одесса получила олимпийскую чемпионку; футболист Игорь Соколовский «похитил» ведущую волейболистку свердловской «Уралочки» и сборной СССР Елену Ахаминову, на многие годы ставшую лидером обладателя Кубка кубков ЕКВ «Медина»; председатель областной федерации фигурного катания Николай Змиевский перевез на «Льдинку» из Харькова тренера Галину Мельник, где она стала специалистом мирового уровня. У паренька из города Белополье, что в Сумской области, Юрия Белонога все произошло иначе. Это он влюбился в подающую надежды метательницу диска из Одессы Клавдию Карсак, и вскоре любовь привела его на берега Черного моря, где его тренером стал тесть.
Сотрудничество с Евгением Карсаком вскоре принесло плоды — победы на чемпионате Европы и «зимнем» первенстве мира. Помню, как на скромном пикнике, устроенном по случаю победы на континентальном форуме, Юрий пустил по кругу золотую медаль, а когда награда к нему вернулась, заявил: «Теперь запрячу ее подальше и начну целенаправленно готовиться к Олимпиаде. Позади столько труда и пота! Столько сил затрачено! Должно же количество перейти в качество. Теперь мы с тренером стали мудрее».
До Олимпиады в Афинах оставалось два года. Их одессит провел в тени. Если перед Сиднеем он активно участвовал в крупных коммерческих стартах, побил державшийся аж с 1984-го рекорд Украины, то в олимпийском сезоне вел себя более чем скромно. Поклонники даже забеспокоились: куда пропал, не случилось ли чего? Но они с Карсаком знали, что делали.
И настал день 18 августа 2004 года. Финал состязаний толкателей ядра проходил на легкоатлетическом стадионе в древней Олимпии. Американец Адам Нельсон с ходу показывает довольно высокий для начала соревнований результат — 21 метр 16 сантиметров. Юрий отвечает не менее достойно, уступив всего лишь 1 см. Казалось, борьба только начинается. Но что это? Попытка следует за попыткой, а ядро упорно отказывается далеко лететь. «Каждый из финалистов перед Олимпиадой толкал минимум на полметра дальше, — вспоминал потом Евгений Карсак. — А тут словно стена какая-то выросла». Во второй попытке Белоног в точности (редчайший случай!) повторяет свой первый толчок. В третьей — 21,07. Четвертая и пятая — заступ. Нельсон же все свои последующие броски запорол. И вот — последняя, шестая, попытка. Претендентов на «золото» осталось двое — украинец и американец. Однажды Юрий на самом финише уступил медаль чемпионата мира испанцу Мартинесу. Сейчас «серебро» уже обеспечено, а от «золота» отделяет всего лишь 1 сантиметр. Толчок — 21,16 м! Трудно себе представить более драматичный исход. У обоих спортсменов одинаковые показатели. В таких случаях вперед выходит тот, у кого лучший второй результат. В активе Юрия — толчок на 21, 15 метра, у Адама же — сплошные «баранки». Издав разрывающий душу вопль, американец вложил в заключительную попытку все оставшиеся силы; ядро летит очень далеко, однако судьи неумолимы — видеоповтор четко фиксирует заступ за пределы ограничительного круга.
За плечами Юрия целые три Олимпиады. В Сиднее он стал пятым, в Пекине — шестым. Завидная стабильность, вознесшая Белонога в ряды выдающихся атлетов своего времени. И вдруг, через восемь лет после триумфа в Афинах, шокирующее заявление Всемирного антидопингового агентства (WADA): в старых допинг-пробах спортсмена обнаружено запрещенное вещество. Белонога дисквалифицировали и отобрали звание олимпийского чемпиона.
Допинг — это тема сегодня едва ли не превалирующая в современном спорте, где все далеко не так однозначно, как может показаться с первого взгляда. Например, известно, что довольно большое число звездных атлетов с разрешения антидопингового агентства, то есть — легально, употребляют находящиеся под запретом препараты под прикрытием «терапевтических исключений». Назовем навскидку сестер-теннисисток Серену и Винус Уильямс, гимнастку Симону Байлз, пловцов Ласло Чеха и Райана Лохте, теннисистов Рафаэля Надаля и Петру Квитову, велосипедистов Брэдли Уиггинса и Криса Фрума, триатлета Алистера Браунли, легкоатлета Мо Фару, не говоря уж о сборной Норвегии по биатлону, где чуть ли не каждый второй — «астматик». И тут, как ни крути, придраться невозможно — все законно. (Кто-то, впрочем, предложил отдельно проводить соревнования для хворающих спортсменов). Однако ряду провинившихся знаменитостей удалось доказать свою невиновность и через суд. Олимпийский чемпион в эстафете 4х100 метров Гил Робертс из США объявил, что допинг попал в его организм через поцелуй с любимой девушкой. То же утверждали французы Ришар Гаске и прыгун с шестом Шон Барбер. Канадская каноистка Лоренс Венсан-Лапуант сумела убедить WADA в том, что запрещенный препарат к ней попал через «обмен жидкостями тела» с экс-бойфрендом. Знаменитого боксера Тайсона Фьюри подвел обед тушей неразделанного кабана. Олимпионик-сноубордист Росс Ребальяти надышался парами марихуаны, которую курили друзья. Велогонщика Джильберто Симони угостили перуанским чаем. Триатлет Уилл Клэй неосторожно отведал какой-то непонятной еды, а пловчиха Мэдисон Кокс — испила водицы из-под крана.
Все вышеперечисленные «звезды» после долгих разбирательств были оправданы. У Белонога и других спортсменов, наказанных задним числом, такой возможности попросту не было. Юрий с горечью говорил мне тогда: «Как я могу помнить, что ел, с кем общался восемь лет назад?». Сами попытки пересмотреть результаты прошлого многими воспринимаются как фарс, но… Сегодня шансы восстановить справедливость за давностью лет практически равны нулю. Однако прецеденты все-таки имеются. Возвращены отобранные медали пятиборцу Джону Торпу (увы, посмертно), завоеванные еще в 1912 году, легкоатлету Ингемару Юханссону (1952), фигуристам Марике Киллиус и Гансу-Юргену Боймлеру (1964), уже упоминавшемуся сноубордисту Россу Ребальяти (1998), легкоатлетке Мэрион Джонс (2000), велосипедистке Луизе Калле (2000), легкоатлетам Вадиму Девятовскому и Ивану Тихону (2008), хоккеисту Никласу Бекстрёму (2014).
Хочется верить, что спустя годы этот список пополнится олимпийским чемпионом Юрием Белоногом. Впрочем, для одесситов он таковым является и сегодня.
Церемония награждения призеров тяжелоатлетического турнира в весовой категории до 105 килограммов завершилась трагикомически. Обладатель серебряной медали Ференц Журкович внезапно исчез из комнаты, где сдавал анализы на допинг. Говорят, что больше его в Афинах не видели. Вскоре все объяснилось: пробы венгра показали значительные дозы запрещенных анаболических стероидов.
Но обо всем по порядку. После относительной неудачи в первом упражнении, когда Игорь Разоренов вырвал 190 кг и расположился на седьмой позиции, предстояло наверстывать упущенное. Ситуация не казалась непоправимой, так как толчок считался коронкой одессита. И вот он уже — реальный претендент на медаль. Догнать россиянина Дмитрия Берестова, набравшего в сумме 425 кг, не удалось, но результат на 5 килограммов меньше обеспечивал место на пьедестале. Но какое, второе или третье? По 420 килограммов в сумме двух движений собрали Журкович и Разоренов. Пришлось обращаться к дополнительным показателям, и венгр оказался легче украинца на… 190 граммов. Они-то, казалось, и решили судьбу серебряной медали в пользу Ференца. Однако того после обнародования результатов допинг-контроля дисквалифицировали на два года (не как Белонога, спустя восемь лет, а сразу по окончании состязаний), и «серебро» перешло к Разоренову. Журкович пытался оспорить вердикт медиков, даже после проигрыша судебного процесса отказывался отдать медаль, но все же вынужден был подчиниться решению спортивной Фемиды.
К афинским стартам Игорь подошел в ранге двукратного чемпиона мира, имел за плечами две Олимпиады и по праву считался одним из фаворитов олимпийского турнира. Но каким непростым оказался спортивный путь уроженца Донбасса! Когда измученный травмами Разоренов переехал в Новую Долину, что в Овидиопольском районе, к Юрию Кучинову, будущему лауреату конкурса «Вечерней Одессы» «Люди дела» коллеги звонили: «Зачем его берешь? Он ведь никогда не научится толкать». Спустя годы техника толчка атлета из Ильичевска была признана эталонной. Тренеру с учеником пришлось вместе преодолеть немало препятствий — от скептического отношения к перспективам такого содружества, до чрезмерной опеки. Однажды в китайском Гуанджоу, где Разоренов выиграл мировое первенство, Кучинова даже прорвало. После вопроса одного из функционеров, почему его подопечный не лег перед стартом спать в десять часов, Юрий взорвался: «Он ляжет, когда сможет. Оставьте его в покое».
А ведь в Афинах все висело на волоске. «Во время выполнения упражнения на разминке Игорь неудачно вырвал штангу и рухнул, — вспоминал тренер. — Подбежал к нему. «Поднимайся», — говорю. А он: «Я на ногах не стою». Что делать? В Атланте, когда он тоже травмировался в тренировочном зале и на помост даже не вышел, к подобному развитию событий я был не готов. А в Афинах, поднимая Игоря, неожиданно для него… укусил в больное место. Он аж взвыл, но своего я достиг: благодаря новому болевому шоку его мозг, нервы переключились на укус. Дальше происходило нечто, вызвавшее у коллег полнейшее недоумение. Больше в разминочном зале мы штангу не поднимали — лишь имитировали рывок. Во время соревнований Игорь последовательно вырвал 182 и 190 килограммов. Перед вторым упражнением — толчком — он спрашивает: «Каким иду?» — «Пока седьмым, — отвечаю, — но в толчке у тебя конкурентов нет». И в самом деле, начали, когда все остальные штангисты выступления завершили. Игорь толкнул 230 килограммов, чего в итоге хватило для олимпийского «серебра». Толкнул бы 235 — стал чемпионом. Но сил, прежде всего психологических, у него уже не осталось».
По окончании состязаний Разоренов сказал Кучинову: «Палыч, эта медаль — твоя». «Нет, — возразил тренер, — медаль наша общая».
Сегодня заслуженный тренер Украины Юрий Павлович Кучинов может гордиться своими учениками — заслуженными мастерами спорта Игорем Разореновым, Русланом Савченко, Юлией Довгаль, Юлией Паратовой, мастерами спорта международного класса Алексеем Колокольцевым, Арой Варданяном, Павлом Ивановым. Анастасия Лысенко одной из первых завоевала лицензию на Олимпийские игры в Токио. А ведь в свое время после тяжелейшей травмы он вынужден был завершить спортивную карьеру и устроился водителем в одесском аэропорту, тренируя в свободное время ребят из Новой Долины. И когда на представительном совещании пообещал подготовить в селе атлетов высокого уровня, в ответ увидел снисходительные улыбки. Председательствующий даже счел своим долгом заметить: «Это заявление в протокол заносить не будем». А спустя несколько лет руководитель одесского спорта Юрий Поволоцкий говорил: «Готов расстаться с пятнадцатью тренерами, а Кучинова не отдам».
Среди тех, кто повлиял на творческий рост Юрия, нельзя не назвать его первых наставников — Георгия Амвросиевича Колесника и Юрия Владимировича Гудкова. Парадокс заключается в том, что, еще будучи действующим спортсменом, Кучинов стал осознавать: его учителя делают что-то не так. Чемпион мира Сергей Полторацкий, с которым Юрий делился своими сомнениями, говорил в ответ: «Может, Юра, тебе в тренеры пойти?». О том же не уставал повторять тогдашний председатель райсовета «Колос» Александр Зинченко, тоже впоследствии ставший лауреатом «вечеркинского» конкурса «Люди дела». А земляк Валерий Кухарский, мастер спорта международного класса, рекордсмен мира, настоятельно советовал поступать в институт, даже договорился с приемной комиссией. Сегодня трудно в это поверить, но тогда начинающий тренер шел на экзамен с неохотой. Толкнул нужную дверь — закрыто. «Вот повезло!» — воскликнул про себя и пошел прочь. Но дверь открылась, и его пригласили в аудиторию. Когда же стал студентом Одесского педина, начал углубленно изучать физиологию, биомеханику, психологию.
— Сейчас каждый мало-мальски квалифицированный тренер знает, как нагрузить спортсмена, — размышляет ныне титулованный наставник, — а вот как его разгрузить — большой вопрос. За счет чего добавить один килограмм, один сантиметр, сбросить одну секунду, не нанося ущерба здоровью учеников? Как нащупать ту самую единственную ниточку в организме подопечного, за которую в нужный момент необходимо дернуть? Это занимает меня и сегодня, когда за плечами опыт более чем тридцатилетней работы. До сих пор по ночам снятся даже не соревнования, а тренировки. Ничего удивительного в этом нет: ни один стоящий тренер не скажет, что он все уже знает.
Может быть, именно в этом постоянном поиске и заключается секрет феномена по имени Юрий Кучинов?
Судьбы наших героев сегодня сложились по-разному. Юрий Белоног по завершении активных выступлений в большом спорте какое-то время тренировал, несколько лет возглавлял областную федерацию легкой атлетики, но после допингового скандала психологически надломился. Сегодня он от спорта отошел, а жаль. Юрий Кучинов с Игорем Разореновым успешно трудятся в сборной Украины, готовятся к очередной Олимпиаде. Пожелаем им удачи.
Анатолий Мазуренко