|
Олимпиада в Сиднее сложилась для украинской сборной не очень удачно. Всего было завоевано 23 медали, но лишь 3 из них — золотые. Зато одесситы выступили выше всяких похвал; если бы они выступали отдельной командой, то в медальном зачете заняли бы 44-е место при 199 странах-участницах, опередив при этом такие спортивные державы, как Новая Зеландия, Эстония, Хорватия, Бельгия, Аргентина...
На счету наших земляков — полный комплект наград. «Бронзу» выиграла уроженка Измаила, воспитанница Татьяны Мардашовой Елена Говорова, заняв 3-е место в состязании прыгуний тройным. Наталья Бурдейная, занимавшаяся стрельбой из лука под руководством Аллы Кивайло, стала в составе сборной Украины серебряным призером. И, наконец, безоговорочную победу на круглом стенде одержал стрелок Николай Мильчев. Ученик Альберта Осипова установил мировой и олимпийский рекорды, разбив 150 «тарелочек» из 150 возможных — достижение, которое невозможно побить.
В стрелковую секцию Колю привел отец. Как заядлый охотник, Николай Дмитриевич и мысли не допускал, что сын не пойдет по его стопам. Однако Мильчев-младший оказался с характером, и когда в стрельбе у него что-то не заладилось, без раздумий сменил ружье на бассейн. Причем успехи ждать себя не заставили: он стал стремительно приближаться к мастерскому нормативу, выигрывая одно за другим юношеские соревнования. Вскоре его включили в состав сборной области, взяли на карандаш в столице. Пришлось отцу смирить свои амбиции: не ломать же сыну столь удачно складывающуюся карьеру. Но в дело вмешался случай: катаясь на велосипеде, Коля упал, да так неудачно, что сломал руку. С гипсом не поплаваешь, а стрелять можно, и Николай Дмитриевич предпринял вторую попытку: еще раз привел наследника к старому товарищу — Альберту Осипову. На этот раз, как выяснилось, навсегда.
В 17 лет он стал мастером спорта, в 19 попал в сборную страны, в 23, выбив 224 очка из 225 возможных, повторил рекорд мира. Его движение вверх по ступеням спортивной иерархии было основательным и, казалось, неотвратимым. И мало кто знает, что это триумфальное восхождение могло прерваться в самом начале.
— Какой одесский мальчишка не мечтает о море? — вспоминал о событиях давно минувших дней Альберт Осипов. — Вот и Коля учился в 17-м профтехучилище, где готовили мотористов для флота. Едва получил диплом, как пришла повестка из военкомата (мы только приехали с чемпионата ВЦСПС). Выбор был простой: или уйти в рейс и получить отсрочку, но тогда придется забыть о стрельбе, или стать профессиональным спортсменом, но при этом не избежать армии. Он склонялся к морю. Даже не знаю, как мне удалось его тогда переубедить. Я твердил, что впереди — большое спортивное будущее, что через несколько лет он объездит весь мир, что обязательно будут у него победы на турнирах самого высокого ранга. Но на олимпийское «золото» даже я не замахивался.
Не связывали с ним особых надежд и руководители украинского спорта. За год до Олимпиады Николай проделал колоссальную работу (подсчитано, что на тренировках произвел порядка 35 тысяч выстрелов). Тем не менее, на чемпионат Европы, где разыгрывались олимпийские лицензии, он мог и не попасть. Причина более чем прозаична — отсутствие средств. Стендовая стрельба не относилась к числу «ударных» видов, а потому спортсмены были предоставлены сами себе: вам это нужно — сами ищите деньги. Надо отдать должное областному управлению по вопросам физкультуры и спорта и облсовету спортобщества «Колос». Благодаря усилиям этих организаций Николая удалось отправить в Париж, где он неожиданно для многих не только завоевал право выступать в Сиднее, но и выиграл серебряную медаль.
Успех «на Европе» не поколебал скепсис спортивных оракулов относительно выступления Мильчева в Австралии. Как признавался он позже, в победу всегда верили лишь три человека — мама, жена и руководитель «Колоса» Олег Коваленко. Слушая послеолимпийские откровения Мильчева, я подумал, что, пожалуй, наш герой забывает еще одного человека — себя. Ведь прекрасно помню, как на одной из тренировок перед отъездом на «зеленый континент» я напомнил ему о старой примете: разбитая посуда — к счастью. В ответ на утвердительный кивок мы с Осиповым одновременно запустили вверх целый «сервиз» мишеней-тарелочек. И куда делись его напускные равнодушие и невозмутимость? Он палил, как из пулемета, — ни одна не уцелела.
Но чувства и планы свои Николай предпочитал до поры до времени скрывать. Готовился в привычной обстановке дома. Заявлений громких не делал. Поселившись в олимпийской деревне, старался свой распорядок не менять. Лишь однажды не выдержал. Когда один из функционеров сделал ему замечание по поводу позднего подъема, мол, его товарищи уже тренировку провели, Николай огрызнулся: «Я сюда не тренироваться приехал, а выигрывать Олимпиаду». (К чести спортивного руководителя, поздравляя потом Мильчева с золотой медалью, он честно признался: «Видимо, ничего я в вашем виде спорта не понимаю»).
В первый день состязаний на круглом стенде на стрельбище не было ни одного из руководителей украинской спортивной делегации, ни одного украинского журналиста. Мильчев показал лучший результат и получил хорошие шансы на итоговый успех. Вечером, обсуждая с главным тренером сборной страны Виктором Карасевым подробности борьбы, он обратил внимание, что тот пытается набрать по мобильному телефону какой-то номер. «Куда и кому звоните?». — «Руководству, надо ведь доложить». Одессит схватил тренера за руку: не надо никому ничего сообщать, вот выиграем — тогда и отчитаемся. И настолько Мильчев был убедителен, что Карасев сдался, хотя это явно шло против правил. Мало того, прознав, что один из журналистов-интернетчиков собирается дать на Украину информацию об удачном выступлении нашего стендовика, они сумели уломать и того. Короче, об истинном положении вещей накануне финала знали считанные люди.
В решающие мгновения он был непревзойден. Ему стремились помешать соперники, его пытались сбить с ритма судьи (придирались буквально ко всему, даже вынесли два предупреждения, но на роковое третье не решились) — Мильчев стрелял безупречно. Когда остались два последних выстрела, что-то случилось с машинкой, запускающей в полет «тарелочки». Он спокойно переждал паузу и с убийственным хладнокровием поразил обе — стопроцентный результат, повторение абсолютного мирового рекорда (за всю историю стендовой стрельбы подобного результата добивались лишь шестеро) и соответственно — золотая олимпийская медаль.
Это была настоящая сенсация. Тогдашний начальник управления по делам физкультуры и спорта Одесской облгосадминистрации Юрий Поволоцкий вспоминает:
— На Мильчева я, признаюсь, не рассчитывал. Думал: попадет в восьмерку — хорошо, станет шестым — замечательно. Поэтому поехали с Николаем Ивановичем Колодеевым, заслуженным тренером Украины по легкой атлетике, болеть за Лену Говорову, которой «светила» медаль в тройном прыжке. И она — молодчина, зацепилась в последней попытке за «бронзу». Я счастлив: перед этим Наташа Бурдейная выиграла «серебро», теперь еще одна награда. Вдруг, вижу, бежит сквозь толпу Колодеев и что-то кричит, руками размахивает, но ничего не слышно — шум стоит невероятный. Думаю: «Что такое? Может, Говоровой 2-е место присудили?». И тут Николай Иванович показывает на табло. Гляжу, а там высвечивает: «Milchev Nikolaj, Ukraine — gold medal». Летим в олимпийскую деревню с поздравлениями, но Лена так устала, что пошла спать. Мильчев же добрался со стенда лишь к одиннадцати вечера. Обнялись, расцеловались, Коля говорит: «Это дело надо отметить». Мы ему: «Здесь, наверное, нельзя». А он: «Мне можно, я пробы на допинг уже сдал». «Карась, — кричит он тренеру сборной Карасеву, — притащи виски». И что вы думаете? Появились и выпивка, и закуска. После Олимпиады мы передали Мильчеву в аренду на 49 лет стенд, и он из развалюхи сделал конфетку».
В последующие дни Олимпиады чаще всего ему пришлось общаться с... медиками. Сказалось напряжение: когда дело было сделано, обычно сдержанный и ироничный, он по несколько раз в день падал в обморок. Так оно дается, спортивное признание. Не супермены становятся чемпионами, а обыкновенные люди. Усилия, правда, для этого прилагают не совсем обыкновенные.
Когда вернулся из Австралии, навалилась слава. Заслуженная, заработанная. Приемы, чествования, балы, встречи, банкеты... После одного из них в облгосадминистрации, где ему вручили ключи он новенькой «Тойоты», Николай предложил подвезти меня домой. Для чего-то ему понадобилось открыть багажник: он был буквально набит патронами, оптикой и прочим стрелковым оборудованием. Машина в распоряжении Мильчева находилась всего несколько часов.
Сегодня Николай Мильчев готовится к своей пятой Олимпиаде. Непросто завоевать вожделенную лицензию, но в Токио он в любом случае поедет. Потому что чемпион Олимпийских игр 2000 года, 2-й призер чемпионата Европы, неоднократный призер Кубка мира, победитель Кубка СССР, многократный чемпион Украины, он в настоящий момент выступает в трех лицах — действующий спортсмен, старший тренер сборной Украины и глава отделения НОК Украины в Одесской области. И одна из его учениц — Ирина Маловичко — право выступать на Играх в Токио уже завоевала.
Мильчев удостоен ордена «За заслуги» 1-й степени, призы и награды, завоеванные им, не одну полку занимают. Но главным своим достижением он считает уважение коллег. Не случайно именно ему доверили нести флаг Украины на открытии Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро и Европейских игр в Минске.
Анатолий Мазуренко