|
В1996 году весь спортивный мир отмечал 100-летие современных Олимпийских игр. Столицей XXVI Олимпиады была избрана американская Атланта (логично было бы в год юбилея отдать предпочтение Афинам, но спорт давно уже стал неотделим от политики). Впервые на главном форуме четырехлетия отдельной командой выступала сборная Украины, тем самым старты в Атланте стали знаковыми в истории нашей страны.
Заслуженный тренер Украины Н. Колодеев принимал участие в нескольких Олимпиадах. Дебют его состоялся в 1980-м в Москве. Затем были Сеул, Атланта, Сидней. Однако старты в административном центре американского штата Джорджия, по признанию самого Николая Ивановича, стоят особняком.
— В Америку я особо не рвался, — вспоминает Н. Колодеев. — Своих учеников в олимпийской команде у меня тогда не было, служебное положение тоже не позволяло претендовать на членство в делегации. Но когда предложили поехать в так называемой группе поддержки, долго не раздумывал. С одной стороны, интересно побывать в США, с другой — понимал, что стану свидетелем исторического события: Украина впервые выступала на Олимпиаде отдельной командой.
— Чем приходилось заниматься на Играх?
— Помогали, чем могли. Группа состояла из высококвалифицированных специалистов, так что подсказать, посоветовать было кому. Ну и рутинной «бытовухи» никто не чурался. Все работали на команду.
— И какими оказались первые впечатления?
— В Америку я приехал в первый раз. Многое поразило. Атланта — уникальный город: в центре небоскребы, а чуть в сторону — и как будто попадаешь на страницы бессмертного романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Жили мы в пригороде, в студенческом городке. На стадион добирались по автостраде: восемь полос в одну сторону (в противоположную трасса проложена в нескольких километрах). 90-тысячный стадион, кстати, построили специально к Олимпиаде, а после Игр... разобрали и оборудовали автостоянку. Условия для спортсменов американцы обеспечили нормальные, но без шика, как это было в Москве. У нас номера украшали коврики, картины, разные безделушки (в течение нескольких дней все это «богатство» оказалось в багаже наших африканских друзей). В Атланте же за внешним эффектом не гнались, каким-то особым комфортом не баловали, но организация, как и следовало ожидать, оказалась на высоком уровне.
— Словом, Штаты впечатлили?
— Но и мы впечатлили американцев! К сожалению, с представителями других видов из-за загруженности пересекаться не удавалось (помню, как мы, одесситы, заочно переживали за Лену Витриченко!), но и легкоатлетам было чем похвастать. Особняком стоит золотая медаль прыгуньи тройным Инессы Кравец, ее победа — это что-то феноменальное. Бронзовые медали завоевали прыгунья в высоту Инга Бабакова и наши богатыри — толкатель ядра Александр Багач и молотобоец Александр Крикун. Интересная закономерность: Кравец словно передала эстафету Елене Говоровой, взошедшей на олимпийский пьедестал через четыре года, а Багач — Юрию Белоногу, ставшему золотым лауреатом Афин. Вот так одесситы подхватили победные традиции старших товарищей.
— Как праздновали победы, Николай Иванович?
— Скромно. У кого шампанское было припасено, у кого кое-что покрепче. Ну а спортсменов ежедневно поздравляли в торжественной обстановке, тут же вручали удостоверения заслуженных мастеров спорта — тем, кто заслужил.
— Украина в Атланте преподнесла настоящий сюрприз, завоевав 23 медали, 9 из которых — золотые.
— Мощно выступили. А в результате сняли министра спорта. Валерий Федорович Борзов, помню, был попросту обескуражен: «Хотя бы предупредили». В общем, оценили работу по-нашенски.
— Это случилось после Олимпиады, а во время соревнований наверняка превалировали положительные эмоции...
— Частыми гостями в нашем студгородке были спортсмены: в олимпийской деревне все-таки труднее отвлечься от суеты, сосредоточиться на предстоящих стартах. Теплыми получились встречи с бывшими соотечественниками. Ну и, конечно, навсегда запомнилось общение с представителями диаспоры. Этнические украинцы, проживающие в Канаде и США, очень помогли украинской команде: нашли спонсоров, приобрели экипировку, организовали транспорт. Нередко приглашали нас в гости, естественно, что и мы в долгу не оставались.
— Общий язык быстро нашли?
— Особых проблем не возникало. Хотя им, конечно, некоторые вещи трудно было понять.
— Например?
— Взять хотя бы один из визитов. Как у нас принято, когда приходят гости? Из запасов достается все лучшее. Поэтому к приходу местных украинцев Ивана и Васыля мы подготовились: на импровизированном столе появились и горилка, и сало, и черная икра (тогда ее еще можно было приобрести). Вот Васыль и спрашивает друга: «Iван, а що це таке?» — «Ой, Василь, ти цього не знаєш — це spawn». Икра, то есть, — по-английски. Васыль обиделся: «Як це не знаю? Iнша справа, що не їв нiколи, бо вона дуже багато коштує». И тут же задает вполне резонный вопрос: ребята, а какова ваша зарплата? Переглянулись мы с соседом: как ответить? Накинули баксов по сто, чтоб не краснеть, и отвечаем: «Около трехсот долларов». Задумался Васыль, а потом не выдержал: «Кажи менi, Iван, як це вони живуть, якщо за такої зарплатнi можуть їсти spawn, а я, значно багатший, не можу?».
— Да, задали вы Васылю задачку, не смог он понять наших реалий.
— Что тут удивительного, если мы сами себя не всегда понимаем. Но то, что на спортивной карте мира появилась держава, с которой теперь придется считаться, после Атланты стало понятно всем. В Америке произошло олимпийское открытие Украины.
В январе Николай Иванович Колодеев отметил славную дату — 80 лет со дня рождения. Поздравляем одного из патриархов одесской атлетики с юбилеем. Желаем здоровья и долгих, плодотворных лет жизни.
Так однажды в интервью «Вечерней Одессе» заслуженный тренер Украины Нина Витриченко обозначила уровень конкуренции в художественной гимнастике. И добавила: «Наверное, только дочь может вытерпеть требования, которые тренер предъявляет к топовым спортсменкам». И ведь верно! Во всяком случае, это относится к отечественным «художницам» — Ирина и Альбина Дерюгины, Екатерина и Любовь Серебрянские, Елена и Нина Витриченко.
В Одессе центром художественной гимнастики в те годы была школа олимпийского резерва при спортклубе «Черноморец». Там и делала первые тренерские шаги Нина Михайловна. Появились первые «звездочки» — Наташа Покаринина, Вика Яни. Отец Вики, кстати, нередко «снабжал» газету информацией об успехах дочери. А однажды в моем кабинете ответственного секретаря редакции молодежной газеты появился представительный мужчина с коротенькой заметкой. Им оказался Игорь Витриченко. Нетрудно было догадаться: у Нины появилась новая талантливая ученица — ее дочь. Вскоре о Елене заговорили как об одной из главных претенденток на олимпийские награды. Перед стартами в Атланте в ее активе было 4 бронзовые и 4 серебряные медали чемпионатов мира. А за месяц до олимпийского турнира Витриченко впервые выиграла золотую медаль. Правда, имелся один нюанс: на Олимпиадах награды разыгрывались только в многоборье, одесситка же всходила на пьедестал почета за успехи в отдельных упражнениях. Вот и в Будапеште-1996 «золотой» стала ее лента. Так что, чтобы выиграть медаль в Атланте, нужно было, действительно, как выражалась мама, «опередить соперниц на взмах ресниц».
На ковре комплекса University of Georgia Coliseum первенствовала Екатерина Серебрянская. Гимнастка отлично исполнила игривое по характеру упражнение с булавами, лиричный мяч под романс «А напоследок я скажу...», с маленькой заминкой прошла задорную ленту и просто блестяще исполнила упражнение со скакалкой. Без сомнения, это упражнение — одно из лучших упражнений со скакалкой за всю историю гимнастики. В итоге ее результат — 39,683 балла — стал победным.
Елена Витриченко безукоризненно прошла все виды, но поднялась только на третью ступень пьедестала. На одном дыхании сделала упражнение с мячом, невероятное по красоте и четкости исполнения. Так же превосходно было исполнено упражнение со скакалкой под джазовую композицию «Sing, sing, sing». Лишь 0,051 балла отделили одесситку от серебряной медали (39,331 против 39,382 Яны Батыршиной из России). Но, право, как ни банально это звучит, ее «бронза» на вес «золота».
Звездный час Елены Витриченко наступил через год, когда на чемпионате мира в Берлине она завоевала четыре золотые медали, в том числе и в многоборье. Всего же на ее счету 9 чемпионских титулов мировых первенств.
Трагически сложилась судьба мам-тренеров. Любовь Евсеевна Серебрянская ушла в мир иной в 2003 году, а Нина Михайловна Витриченко в 2010-м. Елена вышла замуж и уехала с супругом в Испанию, а через десять лет перебралась в США, где в Чикаго открыла свою школу.
Анатолий Мазуренко