|
До Олимпиады в Японии — осталось меньше года. 24 июля 2020 года на Национальном стадионе Токио состоится торжественное открытие XXXII Олимпийских игр. По предварительным оценкам награды ОИ намерены оспаривать порядка 12500 спортсменов из 205 стран. Будут среди них и наши земляки. Им предстоит решать непростую задачу: необходимо продолжить победные традиции одесситов на самых престижных соревнованиях современности. Сегодня мы начинаем рассказ о выступлениях одесских атлетов на Играх, начиная с 1952 года.
19 июля 1952 года в столице Финляндии состоялся парад открытия XV Олимпийских игр, в которых впервые приняли участие советские спортсмены. Среди тех, кто в составе делегации гордо вышагивал по дорожкам стадиона, не было чемпиона страны по прыжкам в высоту одессита Евгения Вансовича. По уважительной причине: он вместе с ленинградцем Юрием Илясовым в этот день первым из атлетов СССР стартовал на Олимпиаде.
«Нас словно бросили на амбразуру, — вспоминал Евгений Антонович. — Опыта-то никакого не было. Не только мы с Юрой оказались не готовы, но и те, кто обеспечивал жизнедеятельность команды в целом».
Квалификационные старты у прыгунов в высоту проходили утром и длились до двух часов дня, а финал — через два часа. Погода стояла пасмурная, дождливая. Соперники запаслись пледами, шезлонгами, а наши — в тоненьких спортивных костюмах отечественного производства. В перерыве коллег, словно ветром сдуло. А Вансович с Илясовым и тренером остались на стадионе — ни прилечь, ни согреться. В общем, когда начались финальные соревнования, они уже были никакими. В итоге Вансович, имевший в активе прыжки на 195 см, остановился на высоте в 180 см. А обладатель бронзовой медали показал результат всего на 3 сантиметра выше, чем личный рекорд одессита. И все же неудачу эту следует считать относительной. Потому что именно после выступления прыгунов были сделаны правильные выводы: уже на следующий день из Ленинграда привезли шезлонги, термосы, пледы, одеяла, организовали оперативное питание. Так что отрицательный опыт первопроходцев пригодился остальным членам команды.
«Знаете, — делился мыслями Евгений Антонович, — вот мне напоминают о том, что первым из советских спортсменов принял олимпийский старт. Лучше бы я тогда первым не был. Лучше бы стартовал дня через три-четыре. Мы ведь готовились серьезно, вполне могли побороться за медаль, а уж в зачетную шестерку пробились бы наверняка. Ну да что говорить — судьба. И я о ней не жалею».
И в самом деле, о чем жалеть? В 1954 году окончил медицинский институт и два года был клиническим ординатором на кафедре детской хирургии, которой руководил профессор Дмитриев. Потом пошел работать в больницу моряков, в которой трудился до своих последних дней (врачом-травматологом, зав. отделением, зав. поликлиникой, заместителем главного врача). Двое сыновей достойно продолжили славную медицинскую династию. Евгению Антоновичу были присвоены звания заслуженного врача Украины и Почетного работника морского флота. Ну, и мастера спорта, конечно, чем он гордился не меньше.
Артем Измайлов