|
Сказать о премьере, состоявшейся 18 ноября в Одесской опере: «привлекла внимание», — это уничижительно мягко сказать. Любители оперного искусства едва не развалили зал по окончании спектакля овациями и криками «браво».
ТАКОГО шторма восторгов даже и не упомню. Одесский национальный академический театр оперы и балета заполучил в репертуар хит хитов — оперу Дж. Верди «Набукко». Труппа справилась со всеми непростыми задачами отменно. А насколько сложные задачи стояли перед солистами и хором, лучше всего свидетельствует полушутливая реплика гранд-дамы современной одесской вокальной школы, народной артистки Украины, профессора Галины Анатольевны Поливановой: «Да чтобы такие оперные партии спеть, надо предварительно за один присест десять кило мяса съесть!».
Ну, шутки шутками, а если всерьез, то Галина Анатольевна отметила, с каким диапазонным размахом приходится справляться солисту практически в каждой арии, когда голос взмывает прямо-таки в какие-то сверхзвуковые частоты, чтобы тут же плавно скользнуть в темные бархатные низы и оттуда снова взлететь в ослепительный зенит. Нет, профессор, конечно, не так выразилась, она употребила свои профессиональные термины, а я вам просто описываю, что сама услышала. Эти удивительно легко исполненные вокальные пассажи внятны даже неискушенному уху. А легкость эта подразумевает отточенную вокальную технику, за которой стоит тяжелый труд и наработанный опыт.
Я не буду пересказывать сюжет, но отмечу вкратце, что нам представили вечную историю тирана и завоевателя, возгордившегося и возомнившего себя земным богом, наказанного за гордыню Богом небесным и раскаявшегося. Да к тому же и не чуждого «человеческому, слишком человеческому»: и в земном владыке, «отце народов», живут простые отцовские чувства, они-то и обращают гордеца к раскаянию.
Речь об ассирийском царе Навуходоносоре, в итальянской транскрипции — Набукко: его блестяще сыграл и спел баритон, заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин. Кстати — давно я Митюшкина не слышала и отметила про себя его огромный творческий рост, да и не только у него: «Набукко» дал возможность по-новому раскрыться многим нашим солистам! Сюжет оперы — вавилонский плен евреев, ну и, конечно, любовь: какая же мелодрама без любовной линии, — и любовь, конечно, между ассирийской царевной и еврейским князем. В результате истинный Бог (еврейский Яхве, а не вавилонский Бел) устраивает любовь и взаимопонимание между народами — между поработителями и плененными, стало быть, — и всеобщее торжественное обращение в истинную веру. Вот бы в жизни так, как в опере...
Ассирийская принцесса Фенена — меццо, заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская. Вокал — безупречный, разумеется. Но на образе царевны особо не разыграешься: голубая героиня. Однако же Спасская привносит в образ собственную человеческую значительность. В ее царевне столько неброского, изысканного и твердого достоинства! Она привлекает к себе внимание, даже когда молчит. А уж если запоет!..
Вот характерная героиня — это да: вторая дочь Набукко, амбициозная, пылкая и гордая Абигайль, солистка Анна Литвинова. Для меня Литвинова стала праздничным открытием: дивный голос — вот уж кому пришлось взмывать в верхи и нырять в низы так, что дух захватывает, — сильный темперамент. О, тут дворцовые интриги, тут ревность к сестре, соперничество, тут жажда самоутверждения и власти, компенсирующая комплекс неполноценности: все-таки дочь царя и наложницы, то есть, не совсем, выходит, царских кровей. Вот это всё Литвинова показала очень внятно, создала на сцене характер весьма незаурядный.
Обращал на себя внимание и Дмитрий Павлюк в партии иерусалимского первосвященника Захарии: тоже артист-открытие, гибкий и благородного окраса бас, а во внешнем рисунке роли — величавость без выспренности. В партии иерусалимского князя Измаила — это из-за него соперничают две царевны вавилонские — заслуженный артист Украины Владислав Горай: ну, что тут скажешь, тоже творческий рывок налицо. С первоначальными данными — отличными данными! — камерного, по преимуществу, солиста (так оно было, и стесняться тут нечего) Влад Горай вырос в солиста оперного, которому доступны сложнейшие нагрузки, а что тенор у него чудесного и неповторимого тембра, так это вы давно знаете. Ну, и уж никак не нуждается в рекомендациях народная артистка Украины Лариса Зуенко в роли еврейки Анны — как всегда, чистота голоса и трепетность облика.
А хор! Хор в «Набукко» — наравне с солистами, он — протагонист, а не комментатор, он — «народ иудейский», хоровые партии в этой опере — мелодизма потрясающего. Не упомню, кто-то из серьезных советских композиторов эпохи 70-х заметил: много можно наворотить за свою творческую жизнь сложного, но затаенная мечта каждого композитора — написать мелодию! Верди — счастливчик: мелодист, каких мало. Хор наш в «Набукко» просто изумителен, выше всяких похвал: и техника (упрятанная, как и положено), и глубина чувства, и высокая одухотворенность: ведь поются адаптированные тексты библейских псалмов и стихи из Книг пророков. Тут, как мне уж не раз приходилось отмечать, мало поставленных голосов и правильно взятых нот: проникнуться надо тем, что поешь. И хор — именно проникнутый и проникновенный... хормейстеру Леониду Бутенко — респект!
Весь этот праздник подарил нам режиссер-постановщик, народный артист Украины Василь Вовкун. Относительно режиссуры — я бы сказала, что она вполне традиционна для оперного искусства: красиво разведенные массовки, эффектные группы, кокетливые вавилонские воительницы в нарядах «милитари» (балетмейстер — Янина Киселева) — то, что называется, «живые картины». Режиссер, можно сказать, умер в солисте: всё устроено для оперного артиста, так, чтобы артист проявил себя, а не постановщик огорошивал зрителя «концептами». Тут случай из разряда: так опера — жанр консервативный или всё же допускает экстравагантные решения? Спор этот на поверку надуманный: на сцене всегда убедительно получается именно то, к чему душа постановщика лежит, к чему склад его личности располагает. Короче — вся проблема в степени одаренности.
Вовкун, чтобы вывести оперный сюжет из временной привязки и подчеркнуть его универсальность и принадлежность всем временам человеческой истории, не стал заморачиваться ассирийскими быками и бородами с ондулясьоном, а сотворил на сцене такую себе «космическую одиссею», обрядив персонажей в футуристические костюмы. В этом режиссеру пособил художник по костюмам Сергей Васильев. Но особо следует отметить и работу художника по свету Вячеслава Ушеренко: костюмы очень нарядны, и это при вполне минималистическом их решении, но именно игра света превращает это нарядное действо в фантасмагорию, а земной конфликт выводит в пространство Космоса.
...Продирижировал премьерой дирижер-постановщик Александру Самоилэ: браво, маэстро. С хитовой премьерой!
Тина Арсеньева. Фото Олега Владимирского