|
Подумать только, больше тридцати лет прошло, а эта картина с мельчайшими подробностями легко восстанавливается в памяти. 1983 год, первое велоралли «100 километров за 10 часов на призы «Вечерней Одессы». Победителей двое: финишный створ Михаил Стаханов и Эдуард Онищенко пересекают обнявшись. Потом Стоянов еще трижды выходил на старт «сотки», а в 86-м «завязал». И вот, спустя 31 год, он, 52-летний солидный предприниматель, возвращается на трассу.
— Сколько в вашей домашней велоконюшне велосипедов, Михаил?
— Моих — четыре, у старшего сына — свой, у младшего — свой, еще у жены имеется. Получается, что всего — семь, но моих — четыре.
— Это те, на которых вы покоряли «сотку»?
— Нет, самый первый «Спорт» я подарил клубу Тани Ивановой. Потом был «Спорт-шоссе». У каждого из пяти моих верных «коней» своя история.
— Помните свою дебютную гонку вокруг Одессы?
— Еще бы не помнить! Стартовали у пионерлагеря «Молодая гвардия». Ехали до Свердлово, затем по кольцевой дороге до Черноморки, сделав крюк в сторону рыбпорта, возвращались в Черноморку и, наконец, через 411-ю батарею по Трассе здоровья мчались к финишу в парке Шевченко. В пути договорились с Эдиком Онищенко финишировать одновременно. Это не то, что сейчас, когда профессионалы вырывают победу у соперников с разницей в сотые доли секунды. Хорошо бы сейчас увидеться с Эдуардом, куда-то он пропал. Может, прочитает газету и откликнется. Вот, вспоминаю, и прямо кожей ощущаю атмосферу: дорога, движение, велосипеды, люди, машины — драйв. Это невозможно почувствовать со стороны, нужно самому находиться внутри гонки. Из-за этого мы с одноклассником Андреем Мартьяновым и решились ввязаться в «сотку». Из-за этого я возвращаюсь в нее спустя тридцать лет.
— Вы говорите, «ввязались в «сотку». До нее приходилось участвовать в соревнованиях?
— Нет. Но подготовка у нас была хорошая. Ездили для себя в любительском варианте. Будучи туристами, исколесили Крым. В общем, вкатаны были хорошо — гоняли по 60 — 80 километров в день.
— После первой «сотки» были вторая, третья, четвертая. А потом — пауза в три десятилетия. Почему?
— Все просто. Закончил институт, взрослая жизнь началась. Велосипед временно отошел в сторону. В начале 90-х вспомнил молодость, поездил плотненько 3-4 года. Потом — снова перерыв. Последние 5-6 лет думал о возвращении на трассу, связывался с организаторами, помогал, когда мог. Но каждый раз что-то мешало выйти на старт. Надеюсь, теперь все получится.
— Ваши результаты тридцатилетней давности, учитывая непрофессиональный статус, впечатляют: 3 часа 40 минут, 3.41, 3.25. На что рассчитываете сегодня?
— Знаете, не хочу загадывать. Уже не молод, не сорвиголова, когда ни снег, ни ливень не мешают. Потихонечку доеду. Просто хочу окунуться в эту атмосферу — массовость, ветер, шелест шин...
— Увлечение велосипедом как-то повлияло на ваш образ жизни, режим питания, к примеру?
— Какие-то диеты — Боже сохрани. Посмотрите на меня — мужчина в полном расцвете сил! Только движение! Надо двигаться, двигаться, двигаться. Но велосипед, действительно, много мне дал. Хотите, расскажу историю?
— Конечно, хочу.
— В 1989 году ездили с институтом, где я работал, в Чехословакию. Там познакомился с москвичом, мастером спорта по плаванию. Как-то поспорили: кто дольше проплывет под водой. Так я, не пловец и не мастер спорта, в 25-метровом бассейне трижды проплыл от борта до борта, то есть 75 метров, а мастер всплыл на половине. Легкие раскрыты, ноги натренированы — это все благодаря велоспорту.
— Имея такого руководителя, подчиненные тоже, наверное, с велосипеда не слезают?
— Знаете, фанатов нет, хотя некоторые ребята на «сотке» не новички. Нужно просто, чтоб начальник на работу на велосипеде приезжал, чтобы пример перед глазами стоял. Каждое лето у меня в голове эта мысль, но специфика работы мешает: то с утра в налоговую надо, то в банк, то важная встреча какая-то. Хорошо моему дружку Андрюше Мартьянову, он живет в жилмассиве Котовского и на работу в поликлинику на Слободке добирается на велике. Чем не тренировка? На его счету уже около десяти «соток», выйдет на старт и в этом году.
— Будете соревноваться между собой?
— Нет, зачем? Все надо делать с головой. Это раньше я на финише, как правило, был впереди, а сейчас он лучше натренирован. Организаторы по моей просьбе выдали мне любимый номер — 11. А первые номера обычно получают профессионалы. Но это не про меня. Однако любовь к велосипеду просто так не уходит. Да и пятый мой «конь» до сих пор «соткой» не объезжен.
Анатолий Мазуренко