|
В последние годы на туристском переходе «100 километров за 24 часа» безраздельно царила Елена Шевченко. В девятнадцатилетнем возрасте она впервые вышла на старт «сотки» и сходу стала победительницей. Затем последовали два «серебра», а в 2013-м и 2014-м годах ей снова не было равных. Каково же было разочарование организаторов, когда они узнали, что в этом году ее среди участников не будет.
— Мне было так грустно, — вспоминает Елена. — Но, во-первых, мой тренер Валерий Федорович Настаченко запретил выходить на сверхдлинные дистанции, так как слишком большие нагрузки негативно влияют на подготовку к марафонам и полумарафонам, к которым он меня готовит. Во-вторых, в день старта у меня была запланирована тренировка. И, чтобы не встретиться с «соточниками» и не травить душу, наматывала круги в парке Победы.
— К каким же это соревнованиям вы готовились, Елена?
— К чемпионату мира по суточному бегу в Турине.
— Ничего себе! Какой-то опыт подобных стартов был?
— Нет, в первый раз бежала. Я вообще случайно туда попала: позвонили и сказали, что освободилось место в команде. Думаю, это Валерий Христенок из Киева, неоднократный призер «вечеркинской» «сотки» меня порекомендовал, за что я ему безмерно благодарна. Услышав об этом, я сразу обратилась к тренеру за разрешением.
— Ну, если он 100 километров бегать запрещает, то что говорить о суточном пробеге?!
— Я тоже не надеялась на благоприятный исход переговоров, но Валерий Федорович неожиданно сказал: «А, ладно. Поезжай. Бегать тебе не обязательно. Выйдешь, постоишь... Зато Италию посмотришь».
— Но вы все-таки побежали!
— Да, 204 километра за сутки преодолела. Это 31-е место в мире и 26-е в Европе.
— Не страшно было?
— Еще как страшно! Но интересно. И, знаете, я ведь о чем все эти годы мечтала? Пробежать «сотку» за 10 часов. Вот только не знала, когда мне это удастся. А в Турине, представьте себе, первые 100 километров преодолела ровно за 10. Потом, конечно, немного расслабилась, некому было крикнуть: «Давай!», пинка дать.
— Как я понимаю, в Италии ваш бег никто не корректировал.
— Нет, конечно. Нас было 9 человек — из Киева, Львова, Винницы, ну и я из Одессы. Каждый сам себя готовил. Зато американок, занявших первых два места, обслуживала целая команда — 25 человек: тренеры, массажисты, психологи. Словно к Олимпийским играм готовились.
— Лена, как получилось, что вы вдруг увлеклись столь непростым и, в общем-то, пока еще экзотическим видом спорта?
— Друзья участвовали в «сотке». Я искренне считала их сумасшедшими, думала, что это просто нереально. А они еще подначивали, говорили: «Ты не выдержишь». И я решила попробовать. Начала готовиться, в течение месяца пробегала по 10 километров в день.
— Всего по десять?
— Ну да! Перед стартом мне говорили, что, если доберусь до финиша, то сама себе дам зарок никогда больше так не бегать. А мне после финиша хотелось еще. Жаль было, что все закончилось.
— Трудно поверить, что вот так, фактически без подготовки, вам удалось сходу выиграть.
— Без подготовки, наверное, можно, но... пешком (смеется). Тело физически готовить необходимо, так как уже после 25 километров дает о себе знать крепатура, усталость появляется. Это нормально. Но у меня фундамент был заложен хороший, так как прежде я занималась фехтованием у известного специалиста Борячинского Сергея Анатольевича. К сожалению, его уже нет с нами.
— А как произошло знакомство с Настаченко? Это ведь уже несколько иной уровень, полупрофессиональный.
— В прошлом году я после двухмесячного перерыва в тренировках (ходили с друзьями на Эльбрус, ну и лето, сами понимаете) вдруг решила попробовать пробежать полумарафон в Киеве. Результат, как говорится, получился не очень — 1 час 50 минут. Через две недели приняла старт в Ивано-Франковске — уже на 14 минут лучше. Потом в Одессе заявилась на «тридцатку». 2:17 — вроде бы совсем неплохо. Потом появился тренер. Я ему очень благодарна. Он — настоящий фанатик, редко таких людей можно встретить. Со мной он занимается бесплатно, причем уделяет столько же времени, как гораздо более опытным ученицам — Вале Полтавской и Кристине Багамяковой, которые и сильнее, и быстрее меня. Валя уже пятнадцать лет бегает марафоны в районе 2:42, прекрасно выглядит. Кристина недавно тоже выбежала из трех часов, преодолев 42 километра за 2:55. Мне есть на кого равняться.
— А вы за сколько пробегаете марафонскую дистанцию?
— А я еще не бегала! Валерий Федорович постепенно меня готовит. Мне еще тренироваться надо и тренироваться. Рано мне еще на марафон замахиваться.
— Неужели после «сотки» 42 километра — проблема?
— Так в марафоне нужно не просто бежать, а быстро бежать! В свое время я мечтала о трехсуточном пробеге, шестисуточном (есть такой в Нью-Йорке), но после Турина поняла — рано. Валерий Федорович приучил трезво оценивать свои возможности.
— Тренер тоже бегает с вами?
— Он тренирует, ему этого хватает (смеется).
— Лена, если бы стала дилемма — работа или бег? — что бы выбрали?
— От бега точно бы не смогла отказаться.
— А где вы трудитесь?
— Инструктором в фитнес-клубе в Академии спорта, что на Дальницком шоссе.
— Ваши клиенты догадываются о вашем увлечении?
— Так я их сама агитирую, если не бежать «сотку», так хотя бы прийти на старт, поболеть, окунуться с атмосферу.
— Значит, бег работе не мешает.
— Работа мешает (смеется). Мешает тренироваться, так как свободное время у меня лишь утром, а, чтобы добиться желаемого результата, бегать надо с утра до вечера. А так, хорошо, конечно, что работа есть.
— Как я понимаю, сейчас вы десятью километрами не ограничиваетесь.
— Теперь бегаю по 2 часа — по горкам, с ускорениями, на пульс работаю. Горки — это тяжело, никогда раньше так не бегала. Зато потом хорошо. В июле мне предложили поехать в Швейцарию — 45 километров по горам. Вот и тренируюсь. Можно сказать, что это будет мой первый марафон, причем, в экстремальных условиях.
— Так постепенно перейдете в профессионалы.
— Знаете, я хотела бы бегать, видеть мир и этим зарабатывать на жизнь. Это было бы идеально. В Италии нам удалось посмотреть Милан и Турин, и мне так хочется еще раз тура поехать.
— Возвратимся к родным пенатам. Многие «соточники» признаются, что «вечеркинский» переход открыл для них новый мир. Вы согласны с таким утверждением?
— Безусловно! Собственно говоря, без «сотки» моя жизнь сложилась бы по-иному. А сколько знакомств!
— С Юлией Тарасовой, опередившей в этом году всех мужчин, знакомы?
— Да, мы с ней вместе в прошлом ноябре «тридцатку» бежали. Она финишировала первой, я — второй. Я ею восхищаюсь. Она старше меня, у нее ребенок, а как бежит! В июле, насколько я знаю, она будет участвовать в «стокилометроке» в Вероне, и это после одесского перехода — фантастика!
— Будете соревноваться?
— Дружить будем.
— Лена, так скажите, мы вас когда-нибудь на нашей «сотке» еще увидим?
— Я бы, конечно, очень хотела. Мне грустно без нее. У меня уже стало традицией открывать сезон на «вечеркинской» трассе. Сейчас приоритеты несколько изменились, но один раз в году, наверное, все-таки можно.
Анатолий Мазуренко