|
На состоявшемся 4 декабря заседании исполкома УЕФА было решено запретить клубам из Крыма принимать участие в официальных российских турнирах с 1 января 2015 года. При этом Российский футбольный союз не понесет никакого наказания за то, что три крымские команды — ялтинская «Жемчужина», севастопольский СКЧФ и симферопольский ТСК — начали сезон-2014/15 в первенстве российской ПФЛ (в зоне «Юг»).
В пресс-релизе УЕФА говорится, что Крым объявлен «особой зоной», в которой футбол будет развиваться под эгидой Союза. Европейская организация поможет финансировать в регионе юношеский футбол и инфраструктуру. Член исполнительного комитета УЕФА Франтишек Лауринец назначен ответственным за развитие футбола в Крыму. РФС запрещено организовывать любые соревнования в Крыму без согласия Федерации футбола Украины. Кроме того, в ФИФА был направлен запрос для решения всех трансферных вопросов, связанных с решением по особому статусу Крыма.
При этом исполнительный директор УЕФА Джанни Инфантино подчеркнул, что решение по крымским клубам не повлияет на проведение в России чемпионата мира 2018 года и надеется на понимание со стороны РФС.
Российские чиновники пытаются сохранить мину при плохой игре. Так, министр спорта РФ Виталий Мутко заявил, что ничего страшного не произошло, а многолетний руководитель советского футбола и нынешний почетный президент российского футбольного союза Вячеслав Колосков выразил надежду, что более высокая инстанция — ФИФА — данную резолюцию не поддержит. Однако опытный функционер либо не в курсе, либо лукавит: ФИФА, как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Федерации, уже поддержала решение исполкома УЕФА о запрете клубам Крыма выступать в российских соревнованиях и намерена заниматься вопросом развития футбола в Крыму во взаимодействии с УЕФА, который будет главной наблюдательной инстанцией.
Как говорится, паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Украинская сторона может торжествовать — справедливость восстановлена. Для российского футбола тоже ничего страшного не произошло — как играли, так и будут играть. А проиграли любители футбола Крыма. Ведь выхода из создавшейся ситуации УЕФА не нашел. О какой «особой зоне» идет речь? Что она из себя представляет? Неизвестно. (Кстати, если такая зона создается в Крыму, то почему подобной нет, скажем, в Абхазии?). Ясно одно: профессиональный футбол на полуострове обречен на умирание.
Президент севастопольского СКЧФ Александр Красильников в комментарии к произошедшему подчеркнул, что клуб и дальше планирует следовать решениям Российского футбольного союза, несмотря на вердикт УЕФА. Ответственное заявление, однако подумал ли господин Красильников о том, как в сложившейся ситуации станет реагировать Россия? Нет никаких сомнений, что РФС вынужден будет подчиниться коллективной воле Союза европейских футбольных ассоциаций. Иначе потеря домашнего чемпионата мира обретет реальные черты. В свою очередь Федерация футбола Украины ни за что не разрешит России предпринимать какие-либо шаги в Крыму. А крымские клубы, функционирующие на аннексированной территории, по словам Красильникова, не желают играть в Украине, и их (клубы) можно понять. Получается замкнутый круг.
Месяц назад на пленарном заседании 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе группы государств была принята резолюция «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру». В тексте этой традиционной резолюции Генассамблеи ООН впервые зафиксирована поддержка «независимости и автономии спорта». «Мы приветствуем резолюцию, считая ее исторической вехой во взаимоотношениях спорта и политики. Мы должны формировать партнерские отношения, основывающиеся на признании автономии спорта. Великолепные отношения между ООН и МОК могут служить примером для взаимодействия национальных олимпийских комитетов и правительств стран. Эти отношения с государством требуют, чтобы спорт всегда оставался политически нейтральным», — заявил в интервью официальному сайту МОК президент Международного олимпийского комитета Томас Бах.
Как это ни печально, красивые слова остаются красивыми словами, и не более того. Крымский вопрос — наглядное тому подтверждение. В данном случае и ФФУ, и РФС стали заложниками политической ситуации. Ни одна из сторон просто не может ни на йоту поступиться своей позицией. И УЕФА ничего не осталось, как принять решение, которое, повторюсь, ставит крест на развитии профессионального футбола в Крыму. Что показательно, страсти кипят исключительно в футбольной среде. Что касается остальных видов спорта, то там никаких конфликтов не наблюдается: кто захотел — остался верен Украине, остальные автоматически перешли под юрисдикцию российских федераций.
На заседании исполкома УЕФА принято еще одно важное решение: о проведении Лиги наций — нового турнира, который призван заменить товарищеские матчи сборных. Первый розыгрыш Лиги наций состоится в 2018 году после чемпионата мира в России.
В официальном заявлении УЕФА, в частности, говорится: Лига наций пройдет с сентября по ноябрь 2018 года; отборочный турнир Euro-2020 будет проведен с марта по ноябрь 2019 года; возможные стыковые матчи Лиги наций намечены на март 2020 года; расписание будет утверждено в соответствии с концепцией футбольной недели; Лига наций будет состоять из четырех дивизионов, каждый из которых делится на четыре группы из трех-четырех команд; деление на дивизионы будет исходить из рейтинга сборных; лиги A и B будут состоять из четырех групп по три команды, лига C — из двух групп по три команды и двух — по четыре, лига D включит в себя четыре группы по четыре команды; в каждом дивизионе четыре победителя групп получат право подняться в дивизион выше (либо выходить в «Финал четырех»), а четыре худших команды опускаются в низшую лигу; в «Финале четырех» играют победители четырех групп дивизиона A; «Финал четырех» состоит из полуфиналов и финала; участники «Финала четырех» будут иметь привилегии при жеребьевке отборочного турнира Euro-2020.
Анатолий Мазуренко. (По материалам информационных агентств)