|
Чемпионат мира вошел в решающую стадию, и сюрпризы закончились. В четверке лучших — те, на кого заранее ставили специалисты: Бразилия, Германия, Аргентина и Нидерланды.
Матчи 1/4 финала во многом были схожи друг с другом. Скажем, из пяти мячей, проведенных в четырех встречах, три были забиты на старте матчей: бразилец Тьяго Силва отличился на 7-й минуте, немец Матс Хуммельс — на 13-й, аргентинец Гонсало Игуаин — на 9-й. Получив преимущество, сборные Бразилии, Германии и Аргентины журавлю в небе предпочли синицу в руке и продолжали играть по счету, сводя на нет малейшие атакующие поползновения соперников. При этом в контратаках сами могли забить еще не раз.
Следующая особенность: из пяти голов три на счету защитников — Тьяго Силвы, Давида Луиса и Матса Хуммельса. И это не случайно: универсализм на чемпионате мира в Бразилии вышел на новый, неведомый доселе уровень. При этом построение оборонительных рубежей стало основным средством достижения цели, то есть победы. Надо видеть, с каким азартом и бесстрашием обороняются Неймар и Халк, Роббен и Снайдер и даже Месси! Когда мы наблюдали что-либо подобное?
И, наконец, в трех матчах из четырех исход поединков решили «стандарты». Бразилия забивала после углового и штрафного, Колумбия реализовала пенальти. Германия также добилась успеха после подачи с угла поля. Ну и Нидерланды с Коста-Рикой выясняли отношения с помощью одиннадцатиметровых ударов.
Среди телекомментаторов стало модным сравнивать позиционный футбол с шахматами. Молодые, видимо, люди, помогающие (а зачастую мешающие) нам наслаждаться футболом, судя по всему, весьма смутно знакомы с творчеством великих шахматистов мира, таких, например, гениев атаки, как Александр Алехин, Михаил Таль или Гарри Каспаров. Однако, если проводить аналогию с шахматами, то противостояние сборных Германии и Франции, действительно, напоминало гипотетическую партию между признанными «защитниками» Тиграном Петросяном и Петером Леко. Немцы, добившись преимущества в начале поединка, методично отражали несмелые попытки французов изменить ход встречи. «Трехцветные» же так и не решились пойти ва-банк, маловато было в их игре страсти, чтобы сокрушить немецкую «машину». Впрочем, при тренере Йахиме Леве сборная Германии все меньше походит на сминающую все и вся бундестим.
Если в противостоянии немцев и французов, на мой взгляд, недоставало страсти, то в рубке латиноамериканцев эмоции били через край. Игроки друг друга не щадили, что привело к серьезной травме Неймара, для которого чемпионат, увы, закончен. Грязи было столь много, что вспомнился вдруг шахматный матч далекого уже 1974 года между Тиграном Петросяном и Виктором Корчным. Тогда шахматы на фоне постоянных скандалов (непримиримые антагонисты и столик расшатывали, действуя на нервы друг другу, и ногами пинались) как-то отошли на второй план. У нас же на второй план отошел футбол. Честно говоря, колумбийцы своей игрой меня разочаровали. К их достижениям можно отнести разве что рекорд Хамеса Родригиса. Он стал вторым после Пеле футболистом, не достигшим 23-летнего возраста, забившим на ЧМ 6 мячей. Родригису, правда, 22 года, а Пеле в 1958 году было 17. Как говорится, почувствуйте разницу.
А костариканцев мне жалко. Бесстрашные воины, они сумели продержаться все 120 минут, отражая массированные атаки голландцев. Если продолжать сравнение с шахматами, то их противостояние можно сравнить с матчем между маститым гроссмейстером и дерзким мастером, который, проведя всю партию в обороне, в эндшпиле чуть было не наказал «старшего по званию». А ведь, действительно, где бы была Голландия, реализуй Уренья выход один на один с вратарем на 115-й минуте? А на 118-й уже Уэсли Снайдер запустил «снаряд» в перекладину (на 82-й он потряс своим ударом стойку ворот, блистательно защищаемых Келроем Навасом). Угрозу Уреньи нейтрализовал голкипер сборной Нидерландов Яспер Силессен, а героем выпало стать заменившему его в серии послематчевых пенальти Тиму Крулу. Интересно, что до этого Тим особо не блистал в искусстве отражения одиннадцатиметровых ударов. Как сообщает пресса, на его счету всего лишь две победных дуэли, причем последняя из них была достигнута еще в феврале 2011 года. Тем не менее, психологический ход Луи ван Галя оказался верным. Крул показал себя настоящим королем, парировав два «выстрела» с «точки». И Коста-Рика вынуждена была сойти с дистанции, не проиграв в турнире ни одного поединка.
Так, хватит о шахматах — все-таки речь идет о футболе. В матче Аргентина — Бельгия тоже доминировали оборонительные тенденции. Но класс — есть класс: если в заочном противостоянии голкиперов Тибо Куртуа и Серхио Ромеро соперники оказались достойны друг друга, то в поле мастера, подобного Лионелю Месси, у бельгийцев не нашлось. Именно Месси, словно он не мегазвезда, а рядовой футбольный работяга, в жесткой борьбе выцарапал мяч у соперника и начал атаку, завершившуюся победным голом Гонсало Игуаина. И в этом матче не обошлось без крупной неприятности — тяжелую травму получил один из лидеров латиноамериканцев Анхель ди Мария.
Итак, кто кого: Бразилия или Германия, Голландия или Аргентина? Представителям Латинской Америки будет непросто: травмированы Неймар и ди Мария, дисквалифицирован оплот бразильской обороны Тьяго Силва. Но ведь, напомним, европейцы еще ни разу не побеждали в чемпионатах, проводящихся в Западном полушарии. Ставки столь высоки, что вряд ли мы увидим град голов. Тем же, кто возмущен подобным голевым дефицитом, остается процитировать остроумнейшего экс-бомбардира и нынешнего эксперта Гари Линекера, обратившегося к болельщикам США, где, как известно, европейский футбол не столь популярен, как в других частях света: «Надеюсь, американцы поняли, что можно получать удовольствие от спортивного зрелища без большого количества очков или голов».
Анатолий Мазуренко