|
Проиграв в Париже сборной Франции (0:3), национальная команда Украины по итогам двух встреч уступила сопернику (2:3) и не смогла пробиться в финальную часть чемпионата мира по футболу.
Эх, как жаль, что «Вечерка» не выходит в субботу вечером, как это было четверть века назад! Тогда по свежим следам киевского матча, выигранного со счетом 2:0, можно было бы в полной мере воздать должное мужеству и мастерству наших игроков. Признаюсь, я даже начал было писать восторженные заметки, всячески сдерживая себя от пафосности — ведь впереди предстоял ответный поединок. Но получалось так, что отчет о победе вышел бы только лишь в день сражения в Париже, и материал, исполненный радостных эмоций, мог оказаться совершенно некстати.
Так оно и получилось. Но это совершенно не умоляет достижений украинских футболистов. Так что сначала вернемся на несколько суток назад.
Победу над французами в Киеве вряд ли можно назвать исторической, таковой она могла бы считаться в случае выполнения главной задачи — завоевания путевки в Рио-де-Жанейро. Но в историю она, как и весь период, проведенный под руководством Михаила Фоменко, безусловно, войдет. До сих пор в активе украинцев был лишь один выигрыш у топ-команды. Тогда наша сборная обыграла англичан, которым исход поединка был абсолютно безразличен. С Францией дело обстояло принципиально иначе: на кону оказалось участие в главном турнире четырехлетия. И выигрыш, да еще со счетом 2:0, шокировал всю мировую футбольную общественность. Ряд отечественных специалистов отреагировал весьма своеобразно (увы, прогнозируемо): мол, сборная Франция уже не та и состав — слабейший за последние двадцать лет. Да ладно! Это команда, в которой играют Рибери, Бензема, Эвра, Бакай, Насри, Варан, Вальбуэна, Погба, — не «та»?! Даже смешно на эту тему говорить. Что мы могли противопоставить столь «звездному» сопернику? То же, что и в матчах группового турнира после прихода к руководству М. Фоменко, — высочайшую дисциплину и самоотдачу, граничащую с самопожертвованием. Вот к этому-то французы и не были готовы.
На пределе своих возможностей сыграли Федецкий, Хачериди, Кучер, Ротань, Эдмар, Степаненко, Зозуля. Хороши были излишне (на мой взгляд) разрекламированные Ярмоленко и Коноплянка. Практически безупречно действовал на линии ворот Пятов. Но не за счет более высокого мастерства удалось добыть победу, а, повторюсь,благодаря запредельному настрою, сверхмотивированности, высочайшей ответственности друг перед другом, болельщиками, страной.
В Париже же роли поменялись. Теперь уже соперник играл «от ножа». И когда в плане психологии установилось равенство (допускаю, что мы даже стояли «хуже», как говорят шахматисты), на первый план вышло исполнительское мастерство. Можно поспорить о тренерском решении по составу: если выход Ракицкого вместо дисквалифицированного Кучера напрашивался, то появление Мандзюка при наличии опытнейшего Гусева и тем более Безуса вместо прекрасно зарекомендовавшего себя Степаненко вызывало вопросы. Но не из-за этого мы проиграли. Просто французы оказались сильнее, искуснее, мастеровитее. Особенно это проявлялось в единоборствах двух наших самых раскрученных игроков Коноплянки и Ярмоленко с их визави. Думаю, теперь всем уже ясно (желательно, чтобы в первую очередь самим талантливым футболистам): наши «звезды» пока ярко светят лишь на внутренней арене, в Европе они выглядят вполне заурядно.
Итак, сказка под названием «ЧМ-2014» для нас окончена. Но ведь у сказок плохих концов не бывает. Так что не сказка это была, а быль. Быль героическая, ибо никак иначе то, что совершила наша сборная после того, как ее цинично предали, я квалифицировать не могу. Финал получился драматическим именно потому, что ребята вместе с тренерским штабом сами подняли уровень наших претензий на небывалую и, главное, неожиданную высоту (аналогичный процесс наблюдается и в Одессе с «Черноморцем»). Не попали бы в стыковые игры — никто бы дурного слова не сказал, сыграли бы вничью в Киеве — расценили бы общий проигрыш французам спокойно. Но пусть падать с высоты гораздо больнее, чем на равнине, да здравствуют восходители!
Так что давайте поблагодарим нашу сборную, которой, как я уже писал однажды, можно гордиться. Тревожит лишь один вопрос: будет ли команда, отталкиваясь от полученного опыта, прогрессировать, или в новом отборочном цикле все придется начинать с нуля?
Анатолий Мазуренко