|
В Лондоне завершились XIV летние Параолимпийские игры, в которых принимали участие свыше 4 тысяч спортсменов-инвалидов, состязавшихся в двадцати видах спорта.
Лучшие результаты показали сборные Китая, России и Великобритании. На 4-м месте — украинцы, завоевавшие 32 золотые медали, 24 серебряные и 28 бронзовых. Можно смело утверждать: спортивное движение инвалидов в Украине по темпам развития сегодня занимает передовые позиции в мире. Об этом убедительно свидетельствует статистика.
В Атланте нашу страну представляли всего 25 атлетов, они сумели выиграть 7 медалей, в том числе одну золотую (44-е место в командном зачете). В Сиднее украинцев было уже 67 и они завевали 37 наград (3 — золотые и 12-е место). В Афинах Украина впервые пробилась в десятку сильнейших, оказавшись в итоговом протоколе шестой (55 медалей, из которых 24 высшего достоинства). Четыре года назад в Пекине и этот результат был превзойден — 74 призовых места, что позволило украинцам занять позицию вслед за тройкой сильнейших. В Лондоне наши параолимпийцы добились очередного прогресса, завоевав на десять медалей больше, чем в Китае, — 84.
Сегодня спорту инвалидов во всем мире придается повышенное значение. Не случайно в России параолимпийцев премируют так же, как призеров ХХ Олимпиады. Не осталась в стороне и Украина. Так, председатель Государственной службы по вопросам молодежи и спорта Равиль Сафиулин заявил, что правительство своим постановлением увеличит денежное вознаграждение медалистам Игр. По его словам, за золотую медаль предполагается выплатить 800 тысяч гривен, за серебряную — 550, за бронзовую — 380 тысяч. Отдельно будут поощрены тренеры. Но разве можно в рублях, фунтах, долларах или гривнях оценить подвиг людей, преступивших наложенный природой запрет на полноценную жизнь?!
Об одесских параолимпийцах, об их достижениях и проблемах рассказывает начальник областного центра «Инваспорт» В. М. Гашубаязов.
— Вячеслав Мелитонович четыре года назад в Пекине в активе одесситов было три бронзовые награды. В Лондоне завоеваны «золото» и «бронза». Ожидали такого результата?
— Надеялись. Ребята работали много и самоотверженно. Пловцы, к примеру, находились на постоянно действующих сборах с марта месяца. Фехтовальщики готовились в Евпатории, регулярно выезжали за рубеж на соревнования. Легкоатлеты трудились в Польше (как это ни парадоксально, стоимость сбора в Украине такая же, как в Польше или Словакии). Понимаете, нагрузки, выпадающие на долю спортсменов-инвалидов, вполне сопоставимы с нагрузками их здоровых коллег. Тут все, как в большом спорте: хочешь попадать на такие мировые форумы, как Параолимпиада, — забудь об отдыхе, о каких-либо других личных интересах. Поэтому считаю, что сам факт попадания в сборную команду страны говорит о мужестве атлета.
— Так давайте поближе познакомимся с нашими параолимпийцами.
— С удовольствием представлю их читателям «Вечерней Одессы».
Вадим Цедрик (фехтование на колясках) за два года добился колоссального прогресса. В свое время по рекомендации тренера Владимира Викторовича Покатилова его авансом включили в сборную страны, хотя было ясно, что на тот момент он был еще «сыроват». Но доверие — огромная сила. Спортсмен стал гораздо серьезнее относиться к делу, и результаты резко пошли в гору. В прошлом году он с каждого этапа Кубка мира возвращался с медалью. На чемпионате мира стал третьим. Однако Параолимпиада — есть Параолимпиада: совсем другой уровень. Видимо Вадим не справился с волнением, поэтому в финал не попал. Но ему всего 23 года — все еще впереди. А опыт — дело наживное.
Не пробился в финальную часть соревнований и стрелок Андрей Дорошенко. И, тем не менее, не заслуживает ни малейшего упрека. Какая-то там мутная история произошла: поначалу объявили, что у него 6-й результат, позволяющий продолжать борьбу за медали, а затем отодвинули на 14-е место. Андрей совершил феноменальный рывок: полгода назад о его поездке в Лондон даже речи не шло. Но на последних двух международных стартах он буквально поразил всех высокими результатами, и тренерский совет с Параолимпийским комитетом единогласным решением ввел его в состав сборной. А парню пришлось ох как непросто. Сам он из Раздельной. Пока учился в институте, жил в общежитии. По окончании учебы вопрос с жильем стал во весь рост. И все равно Дорошенко находил возможность оставаться в Одессе, где тренировался под руководством своего тренера Ирины Игоревны Виноградовой. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы за Андреем оставили место в общежитии политехнического университета. Уверен: если он не бросит это дело, то в будущем способен добиться многого.
Еще один ученик Виноградовой — Юрий Стоев. Он имел за плечами опыт Параолимпиады в Пекине. Тогда от него никто ничего не ожидал. За четыре года Юрий возмужал, в Лондоне выступил достойно, заняв 6-е место. Он — очень серьезный человек, думаю, что его главные достижения еще впереди.
Пистолетчица Ольга Мустафаева приехала к нам из Севастополя. Там нашли способную девушку, а тренировать ее оказалось некому. Тогда коллеги из Севастопольского «Инваспорта» обратились к нам за помощью. Был заключен договор о совместной деятельности, и Оля полгода занималась под руководством Виноградовой и Валентина Владимировича Дондикова (в Одессе ее обеспечили жильем и питанием). Результат — высокое 4-е место.
Оле Якибюк — всего 20 лет. Она — одна из наших главных надежд. В Лондоне на дистанции 400 метров вольным стилем заняла 5-е место. Якибюк принадлежит к тому типу спортсменов, которые «выстреливают» не сразу, а идут к цели постепенно. Эта девочка от старта к старту набирает обороты, на каждом соревновании улучшает результаты. Разговаривал с ее тренером Любовью Анатольевной Воробьевой. Та преисполнена оптимизма: «Начинаем готовиться к Бразилии» (Параолимпиада 2016 года пройдет в Рио-де-Жанейро).
Самый опытный в нашей «семерке» — Андрей Онуфриенко. На его счету — три «бронзы», добытых в эстафете на Параолимпиадах в Афинах и Пекине. Не подвел бы он команду и сейчас, но тренерский штаб решил выставить его в прыжках в длину и беге на 200 метров. Онуфриенко в прыжковом секторе был шестым.
Ну и главный герой — Руслан Катышев. Он, как и Онуфриенко, занимается легкой атлетикой под руководством Татьяны Георгиевны Орловой. В Афинах Руслан выступал в пятиборье и занял 6-е место. Но после прохождения медицинской переквалификации ему присудили класс Б-1 (тотально слепой). Тогда его перевели на прыжки, и Катышев наши надежды оправдал, причем с лихвой. Прыжок на 6 метров 46 сантиметров принес ему золотую медаль, а результат 12 с половиной метра в тройном — бронзовую.
Вот такова она, наша славная одесская «семерка».
— Со здоровыми спортсменами все ясно — они профессионалы, на жизнь зарабатывают тренировками и стартами. А как обстоит дело с инвалидами?
— Они тоже профи. Числятся в штатной сборной Украины, это их основное место работы, где они получают зарплату. Плюс — стипендия губернатора. Это, конечно, серьезное подспорье, за которое огромное спасибо руководству области, начальнику спортуправления Юрию Анатольевичу Поволоцкому.
— Атлеты постоянно жалуются на отсутствие надлежащей спортивной базы в Одессе, наверняка это относится и к инвалидам?
— Пловцы наши занимаются в бассейне бывшего завода «Прессмаш», все остальные летом — на стадионе «Динамо», зимой — в легкоатлетическом манеже «Олимпиец». Конечно, хотелось бы больше и лучше. Судите сами: зимой в «Олимпийце» — настоящее столпотворение. Если бы не доброе отношение директора ШВСМ Юрия Алексеевича Вишнякова, за что ему — бесконечная благодарность, не знаю, как бы мы выходили из положения. А так выполняются все наши просьбы, ни копейки денег с нас не берут. В декабре на базе ШВСМ мы проводим спортивный праздник для детей-инвалидов. Собирается около 250 человек. Вы бы видели, как счастливы на этих стартах дети!
— Кстати, как происходит поиск и отбор талантливых детей? У здоровых эту функцию выполняют детско-юношеские спортивные школы, а у инвалидов?
— Тренеры тесно сотрудничают с интернатами. Проводят там мини-соревнования, где отбираются кандидаты на участие в чемпионате области по версии «Поверь в себя». Это своего рода всеукраинская Спартакиада инвалидов, проводящаяся по четырем нозологиям: среди спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и с нарушениями интеллекта. Участвуют дети в возрасте от 10 до 15 лет. Финал проводится осенью в Крыму, в этом году он стартует 19 сентября. Одесская команда насчитывает 35 человек.
Кроме того, функционирует Школа параолимпийского резерва, возглавляемая Натальей Викторовной Юшкиной. В ней два отделения — легкой атлетики и борьбы. Школа имеет высшую категорию, в ней трудятся 12 тренеров, под чьим руководством занимаются спортом 123 спортсмена. Всего же центр объединяет около 450 человек.
— Знаю, что хорошую репутацию имеют одесские борцы-инвалиды. Почему их не было на Параолимпиаде?
— В Лондоне состязались лишь дзюдоисты. А наши борцы страдают нарушениями слуха, то есть будут участвовать Дефолимпийских играх, которые проводятся на следующий год после Параолимпийских.
— А как обстоят дела с тренерскими кадрами, Вячеслав Мелитонович?
— Знаете, в Одессе собрался отличный тренерский состав. К примеру, главный тренер сборной страны по легкой атлетике готов передать нашему специалисту бега на длинные дистанции Валерию Федоровичу Настаченко лучших своих подопечных. Но как приезжим обеспечить быт, учебу? Жилья-то у нас нет. Аналогичный случай с плаванием. Воробьева, кстати, на сборах параллельно работала с запорожской девочкой, которая в Лондоне выиграла медаль.
Это с одной стороны. С другой — настораживает отсутствие прилива «свежей крови». Молодые в принципе не идут в тренеры, а уж в тренеры инвалидов — тем более. И понять их можно: слишком уж мала зарплата.
— Каким же образом удается добиваться столь высоких результатов?
— А это уже вопрос человеческого фактора. Честь и хвала — тренерам, восхищение и уважение — спортсменам. Они этого достойны. И даже большего.
Вел интервью Анатолий Мазуренко