|
Одессит Юрий Чебан, представляющий Вооруженные Силы Украины и выступающий за спортивный клуб «Химик» (Южный), и Василий Ломаченко из Белгорода-Днестровского, выступающий ныне за Киев, выиграв «золото» Олимпийских игр в Лондоне, на наших глазах стали легендами отечественного спорта.
Когда Юрий в 2007 году стал чемпионом мира в спринте, к радости его поклонников примешивалась известная доля разочарования: дистанция-то не олимпийская. Недоброжелатели же по той же причине восприняли новость скептически. Сам Чебан признавался в особой любви к двухсотметровке: «Мне нравятся взрывные дистанции, где можно резко уйти со старта, выложиться на все сто и не тянуться, а быстро финишировать». Но, делать нечего, пришлось готовиться к полукилометровым заездам.
Четыре года назад в Пекине он скептиков посрамил, в драматической борьбе, фактически последним гребком вырвав на финише бронзовую награду. От второго призера испанца Давида Каля отстал на каких-то 0,369 секунды, мгновение, отделившее «бронзу» от четвертого места, оказалось еще меньшим!
Новость о включении 200-метровой дистанции в программу Олимпийских игр 2012 года все мы восприняли с воодушевлением. Но Чебан не спешил раскрывать карты. В 2009-м отдыхал, в 2010-м на чемпионате Европы финишировал вторым, а на первенстве мира — третьим. И в 2011-м особо не светился, ограничившись европейской «бронзой», обеспечившей ему олимпийскую дистанцию.
Что это было? Экономное расходование сил или попытка усыпить бдительность соперников? Какая разница! Важно, что в столице Великобритании Юрий выглядел феноменально. Впрочем, и в полуфинале он показал второе время, пропустив вперед россиянина Ивана Штыля. Зато в решающем заезде рванулся вперед с самого старта и опередил на финише второго призера Евгения Шуклина из Литвы на целых полкорпуса лодки!
«Каждая медаль — это счастливый случай, — философствовал после победного заезда новоиспеченный олимпийский чемпион, давая интервью «СПОРТглавреду». — Ни один спортсмен не уверен в своих силах на сто процентов. У каждого есть пики и спады, хорошее самочувствие и не очень. Я не очень хорошо спал сегодня, но массажист меня размял и я вышел на дистанцию, не задумываясь о медалях, и отработал на 110 процентов. Здесь нет времени раскачиваться. Дистанция 200 метров — как зажигалка. Это секунды. Я делаю ставку на старт, стараюсь сразу уйти вперёд, а там будь что будет».
В свое время призер чемпионатов СССР Людмила Лошицкая (будущая Чебан) занималась греблей у заслуженного тренера СССР Геннадия Дьяченко, чья ученица Юлия Рябчинская стала олимпийской чемпионкой 1972 года. И вполне естественно, что своего сына она тоже привела в греблю, где его под свою опеку взял Евгений Лесяк. Потом шефство над перспективным спортсменом взял Вячеслав Сорокин, который вместе с Л. Чебан привел Юрия к олимпийскому «золоту». А еще к олимпийскому триумфу самым непосредственным образом причастны генеральный директор припортового завода В. Горбатко, председатель профкома В. Дрибноход, президент СК «Химик» В. Чернышов.
Если о победе Ю. Чебана мы мечтали, то на «золото» Василия Ломаченко твердо надеялись. Беря интервью у его отца и тренера Анатолия Николаевича, я задал вопрос о мотивации атлета, выигравшего в любительском боксе все, что только можно. Анатолий даже удивился: «Что значит, нет мотивации? В Украине ведь не было двукратного олимпийского чемпиона по боксу!»
Путь Василия на свою вторую олимпийскую вершину вышел не таким уж простым, как это может показаться с первого взгляда. Переход в новую весовую категорию — это всегда новый вызов. Не случайно на церемонии вручения наград «Герои спортивного года» по итогам 2009-го Вася с присущим ему юмором заметил: «Я здесь всем уже, наверное, надоел. Поэтому обещаю: в следующем году вы меня на этой сцене не увидите. Теперь для меня главное не медали, а подготовка к Олимпийским играм». И, действительно, два года он держался в тени. Женился, занимался родившимся сыном, номинально сменил Одесскую область на столицу. Но по-прежнему основную подготовку проводил в стороне от суеты в родном Белгороде-Днестровском.
Начался олимпийский турнир, и мы, его болельщики, вздохнули с облегчением: перед нами был все тот же Василий Ломаченко — артистичный и уверенный в своих силах, но повзрослевший и четко осознающий свою роль не только в украинском, но и в мировом спорте.
Осознавали это и соперники: сопротивлялись изо всех сил, но поделать ничего не могли. Кубинец Яснер Толедо в полуфинале проиграл со счетом 11:14, а кореец Хан Сунчунь в финале выглядел еще бледнее — 9:19.
«Каждая победа на Олимпийских играх давалась тяжело, — прокомментировал свое выступление в Лондоне Василий в интервью официальному сайту НОК Украины. — Я не гнался за тем, чтоб, как в Пекине, финальный бой завершился в первом раунде, не форсировал события. Нужно было показывать результат, а не демонстрировать красоту на ринге. Скорее всего, это мой последний бой в любительском боксе, но я еще не знаю, что по этому поводу думают отец и другие тренеры сборной».
«Есть много талантливых тренеров, всю жизнь посвятивших любимому делу, а результата добиваются единицы — убеждал меня Анатолий Ломаченко. — Потому что не встретили на своем пути спортсмена, с которым можно реализовать собственные знания. Мне с сыном повезло».
Будем откровенны: нам всем повезло с Анатолием и Василием Ломаченко. Как и с Юрием Чебаном и его наставниками.
Анатолий Мазуренко