|
Во время дежурства на «горячей линии» мой постоянный телефонный собеседник Л. П. Мажаев напомнил о знаменательной в истории одесского футбола дате — 50-летии международного матча между сборной Одессы и итальянским «Интернационале» из Милана и попросил напомнить его подробности.
Мне посчастливилось побывать в этот день на стадионе. Как свидетельствуют справочники, случилось это 13 июня 1960 года. Признаюсь, детская память не сохранила каких-то нюансов игры, но навсегда осталось ощущение необыкновенного счастья.
Надо сказать, что в ту пору советские болельщики не были избалованы экзотическими футбольными яствами. Телевидение в быт простых людей пока еще не вошло (как мне кажется, международные трансляции начались с чемпионата мира 1966 года в Англии). Во всесоюзном первенстве по большому счету чемпионство разыгрывала большая тройка — московские «Динамо», «Спартак» и ЦСКА (интересно, что именно в 1960-м «выстрелило» «Торпедо» и начало свое восхождение киевское «Динамо»). А «Черноморец» «варился» в классе Б, и главным событием сезона для одесских болельщиков было дерби между «моряками» и земляками из СКА. А тут — такой случай! — непримиримые соперники объединились против одной из лучших команд Европы — миланского «Интернационале».
Во время матчей одесситов улицы, ведущие в парк Шевченко, где располагался стадион ЧМП, были запружены всегда. Алексей Попичко, надежно действовавший позднее в центре обороны «Черноморца», спустя годы рассказывал, как тренеры настраивали футболистов. Если автобус с игроками, не застревая в пробках, спокойно добирался до места, то укоризнено говорилось примерно следующее: «Вот видите, в прошлый раз сыграли плохо — народ тут же отреагировал. Придут всего тысяч тридцать человек». Сегодня подобное воспринимается как легенда, но именно так и было.
Сухая статистика утверждает, что полвека назад 13 июня на трибунах собралось 40 тысяч болельщиков, однако, уверен, статистика ошибается. Ведь люди сидели не только на скамейках — до предела были заполнены и проходы между секторами. А троллейбусы за несколько часов до начала встречи напоминали виноградные гроздья — люди, держась друг за друга, висели, словно альпинисты на отвесной горе.
Но вот прозвучал свисток главного арбитра К. Демченко из Москвы. Ему помогали киевлянин Н. Балакин и одессит М. Шляпин.
В составе сборной Одессы — «моряки» Заболотный, Щегольков, Кулагин, Фурс, Двоенков, Пивиков и «армейцы» Каракозов, Приймак, Мизерный, Щупаков, Блиндер. На замену также выходили Гурбич, Подлесый из СКА и Голяков из «Черноморца».
За профессиональный, как тогда непременно подчеркивалось, клуб «Интернационале» играли Да Поццо, Масьеро, Фонгаро, Инверницци, Гуарнери, Вентури, Бичикли, Линдског, Фирмани, Анджелилло, Корсо. Во втором тайме Вентури заменил Гатти.
Сегодня понимаешь, что итальянцы отнеслись к игре спустя рукава. Во-первых, для них, познавших вкус официальных международных турниров, товарищеские встречи не являлись каким-то особым мотивирующим фактором. Во-вторых, накануне противостояния с ленинградским «Зенитом» и сборной клубов СССР (у питерцев «Интер» выиграл, а со сборной сыграл вничью) матч с представителями второго по значимости дивизиона, скорее всего, воспринимался гостями как приятное времяпрепровождение, тренировка, как точно выразился однажды Валерий Лобановский, с повышенной ответственностью.
Но какое дело было нам до настроения «интеристов»?! На 19-й минуте Олег Щупаков забивает первый мяч! В дебюте второго тайма он же удваивает счет! Еще через три минуты Валентин Блиндер доводит его до неприличного — 3:0! Капитану гостей Валентино Анджелилло удается отквитать один мяч, но Дмитрий Подлесный и Константин Фурс ставят «Интернационале» на колени — 5:1!
Это был праздник покруче, чем годовщина Октябрьской революции. Казалось, весь город жил еще несколько дней футболом. Технический директор «Интера» Капелли был обескуражен: «Если бы нам до игры кто-то сказал, что одесситы предложат такой темп, мы бы ответили: «Это сказка». А обозреватель «Советского спорта» Алексей Леонтьев писал: «Для футболистов Одессы матч с командой «Интернационале» был большим экзаменом на зрелость. Выдержав его, одесситы доказали, что по своей игре они подошли к последней ступеньке, ведущей в большой футбол». Эти слова оказались пророческими. Уже в следующем году «Черноморец» выиграл звание чемпиона Украины и должен был играть переходные матчи с «Шахтером» за право играть в классе А. Однако футбольные покровители «горняков» добились отмены этих поединков, мотивируя столь несправедливое решение выигрышем «Шахтером» Кубка СССР. Свидания с классом сильнейших пришлось ждать еще три года. В 1964-м СКА и «Черноморец» триумфально вступили в класс А.
Сообщение о победе одесситов информационное агентство Ассошейтед Пресс распространило по всему миру. В футбольных кругах оно вызвало бурную реакцию, в чем неожиданно смогли убедиться... моряки теплохода Черноморского пароходства «Ургенч». Через год после описываемого поединка они стояли под погрузкой в бразильском порту Сан-Пауло. В один из выходных дней экипаж совершил экскурсию в город-мечту Остапа Бендера Рио-де-Жанейро и, естественно, не смог отказать себе в удовольствии посетить знаменитый стадион «Маракана». На поле встречались «Ботафого» и «Сантос» во главе с великим Пеле. По окончании матча морякам удалось пообщаться с игроками «Сантоса», и оказалось, что титулованные бразильцы прекрасно осведомлены о выдающейся победе одесситов над «Интернационале». На прощанье президент клуба Торрес Хомем от имени своих футболистов подарил морякам памятный сувенир — Кубок команды «Сантос»: фарфоровую статуэтку, изображающую кита, в плавниках которого футбольный мяч и книга «Академия футбола», а на голове — позолоченная корона.
После выигрыша «моряками» звания чемпиона Украины экипаж решил презентовать Кубок «Черноморцу».
Анатолий Мазуренко