|
Как замечательно однажды выразился Фазиль Искандер! «Праздник ожидания праздника». Четыре года мы ждали, предвкушая незабываемое зрелище на полях Южной Африки. И дождались! Под пронзительное жужжание вувузел (ничего не поделать — элемент национальной культуры!) чемпионат через экраны телевизоров ворвался в наши дома.
Два общенациональных канала параллельно ведут абсолютно одинаковые футбольные трансляции. Причем главный из них — Первый — и вовсе практически полностью посвятил себя футболу. Поразительная забота о соотечественниках: «Вам хочется зрелищ? Их у нас есть!». Да еще под комментарий самого Савика Шустера. Главный шоумен украинского телевизионного пространства договорился до того, что назвал чемпионаты мира по футболу событием более значимым, чем высадка человека на Луну! Мол, от посещения нашего ближайшего космического соседа люди ничего не получили, а футбол дарит им радость. В таком случае предвыборная кампания (в коей г-н Шустер успешно поучаствовал) еще важнее ЧМ, так как в ее ходе электорату бесплатно куры-зонтики раздавались. А это покруче, чем эмоции после матча Япония — Камерун.
Впрочем, футбольное безумие — явление всепланетное. ЧМ-2010, обещают аналитики, должен побить рекорд глобальной телевизионной аудитории. Согласно исследованиям маркетингового агентства «Futures Sport + Entertainment», к концу турнира в ЮАР средняя аудитория каждого матча может составить около 125 миллионов человек! Среди них нельзя не отметить экипаж Международной космической станции, где американка Трейси Колдуэлл-Дайсон (по ее признанию доныне абсолютно равнодушная к соккеру) в компании россиян Александра Скворцова и Михаила Корниенко каждый вечер посвящает все свое свободное время просмотру поединков мундиаля.
Не удалось избежать всеобщей участи и автору этих строк. В очередной раз! Начиная с английского чемпионата 1966-го года, раз в четырехлетие мое болельщицкое сердце сжимается в ожидании чего-то необыкновенного. И однажды, представьте себе, ожидания не обманули: мексиканское первенство 1970-го, на котором феерила неповторимая бразильская дружина во главе с Пеле, оставило впечатление на всю жизнь. Рядом можно поставить разве что сборную ФРГ, выигравшую европейский чемпионат 1972 года, и национальную команду Нидерландов, блиставшую в 1974-м.
А в большинстве случаев — по Искандеру: праздник ожидания праздника. Турнир в ЮАР пока органично вписывается в данную формулировку. Поразительное открытие сделал я для себя, наблюдая за потугами фаворитов — сборных Италии, Франции, Англии. Только не надо смеяться (самому не по себе), но футбол, показываемый участниками ЧМ-2010, напоминает матчи чемпионата... Украины. С одной существенной, правда, оговоркой — игра идет в гораздо более высоком темпе. А так — все то же неимоверное количество технического брака, все тот же тактический примитивизм при развитии атаки, все та же борьба вместо искусства. Глядя, как футболисты пыхтят, безуспешно пытаясь поразить ворота, волей-неволей вспоминаешь мучения нашего несчастного «Черноморца». Спасибо «Джабулани»: специально изготовленный к мундиалю мяч летит по непредсказуемой траектории, доводя до истерики вратарей, а то голов в ЮАР было бы еще меньше.
Самому стало страшно от написанного. Наверное, сравнением с украинской суперлигой я палку несколько перегнул. Но, согласитесь, пока что чемпионат явно не оправдывает наших ожиданий: много беготни, суеты, динамики и минимум интеллекта и артистизма.
Ничего удивительно, впрочем, в этом нет! На то существуют как объективные, так и субъективные причины. К последним я бы отнес... отсутствие «железного занавеса». Если раньше мы могли созерцать лучшие образцы мирового футбола по телевидению раз в два года (на финальных турнирах чемпионатов мира и Европы), в остальное время ограничиваясь противостоянием киевского «Динамо» с московским «Спартаком», то сегодня имеем возможность следить за международными событиями круглые сутки. Нынешний болельщик футболом пресыщен и от мировых форумов ждет чего-то необычного скорее по привычке, не задумываясь над вопросом: а действительно ли Кубок мира является сегодня неким эталоном?
Возможно, кто-то со мной не согласится, однако, по моему мнению, финальная часть первенства Европы, в которой попросту невозможно участие команд уровня Гондураса или Австралии, выглядит явно предпочтительнее. В свою очередь, клубные турниры (Лига чемпионов, в частности) сегодня дадут фору и мировым, и континентальным первенствам. Хотя бы потому, что ведущие клубы укомплектованы лучше, чем сборные. Комментатор матча Италия — Парагвай недоумевал, почему Марчелло Липпи призвал под знамена своего коллектива так много игроков из «Ювентуса», занявшего в чемпионате Италии лишь 7-е место. А откуда ему, извините, было набирать игроков, если в «Интере», ставшем победителем Лиги чемпионов, итальянцев практически нет? Вот и приходится ограничиваться слабым ныне «Ювентусом», или такими же середняками — «Удинезе», «Брешией» или «Аталантой». Затем, именно в клубах футболисты получают зарплату (и немаленькую!) и, соответственно, выкладываются по ходу сезона так, что на дополнительные усилия энергии не хватает. И, наконец, хотим мы того или не хотим, но патриотизм в привычном для моего поколения понимании уже не актуален для игроков настолько, чтобы ради победы «умирать» на поле. Все вышесказанное относится, естественно, к ведущим футбольным державам, но ведь именно они определяют уровень развития короля игр. Специалисты в один голос говорят о выравнивании сил в мировой иерархии, и с этим не поспоришь. Однако мало кто доводит вывод до логичного конца: выравнивание происходит не только за счет повышения класса слабых, но и понижения его же у сильных. Так что посмотрим правде в глаза: чемпионат мира, выражаясь языком шоу-бизнеса, раскручен больше, чем того заслуживает.
И тем не менее, в назначенный час мы по-прежнему включаем телевизор в ожидании чуда, успокаивая себя тем, что фавориты берегут силы, что по одному матчу судить о качестве подготовки нельзя, что в матчах на выбывание мы увидим другой футбол.
А что еще остается? Ждать и надеяться.
Анатолий Мазуренко