|
Вечерняя Одесса» достаточно подробно освещала юношеские легкоатлетические соревнования, которые при моей материальной поддержке проводились на стадионе «Динамо» в сентябре. В публикации была приведена моя оценка состояния легкой атлетики в городе и Украине в целом. Сегодня мне хотелось бы данными заметками продолжить тему.
Беда не в том, что у тренеров нет достаточного количества детей для занятий спортом. У них нет достаточного количества баз, чтобы обеспечить успешное функционирование цепочки «база — учитель — ученик».
В Америке, где я проживаю, государственный спорт отсутствует, но он является предметом образования в школах, колледжах и университетах. Каждая High School (школы с 9-го по 12-е классы) имеет свой собственный стадион. Особенно большие спортивные сооружения построены в пригородах, то есть в местах, где живут люди, — в жилых массивах. В каждой такой школе есть две кафедры: физкультуры и спорта.
Кафедра спорта нанимает на работу старших тренеров-профессионалов, а также почасово или добровольцев (без оплаты) — тренеров по узким специализациям. Преподаватель физкультуры не обязательно должен быть тренером, а тренер — специалистом физического воспитания. В большинстве тренерами по узким специализациям являются преподаватели различных образовательных предметов этой же школы. Обычно это энтузиасты, которые раньше были спортсменами и окончили однонедельный семинар тренеров (уровень № 1). В дальнейшем они могут повысить свою квалификацию на недельном семинаре. Тренеры эти менее квалифицированны, чем их коллеги в Одессе (Украине), ведь они, в первую очередь, — преподаватели.
Дети выбирают спорт как предмет образования сами. Могут заниматься несколькими видами. Они тренируются в спортивных секциях после занятий (сразу поле звонка или позже). Их школы находятся рядом с домами, так что на занятия очень легко добраться пешком или на велосипеде.
Тренеры и их ученики часто посещают тренерские конференции ведущих специалистов страны (мастер-классы). За это они платят из своего кармана, а лекторы — организаторы таких классов зарабатывают деньги с помощью своего опыта и знаний. Кстати, это одна из сторон моего дохода. (В Одессе я вложил собственные средства в организацию подобного семинара и проведение соревнований, только цель моя была — не заработать, а дать возможность спортсменам и тренерам познать что-то новое).
В свое время в Одессе было много школ и клубов, культивирующих легкую атлетику: ДСШ-2, ДСШ-5, «Динамо», СКА, «Водник», «Локомотив», «Авангард», «Спартак». Где они? Каждая такая единица имела 6—12 тренеров и стадионы, которые были разбросаны по всему городу. Город был тогда компактным, и базы находились вблизи школ, так что дети легко добирались до мест тренировок. Да и нас было больше. Насколько я помню, в Одессе и области с детьми работали около 30 тренеров. Каждый из них имел не менее 12—15 действующих спортсменов-разрядников (не на бумаге). А это, по самым скромным подсчетам, около 300 человек!
Теперь же остался один легкоатлетический стадион — «Динамо», который в настоящее время выглядит весьма плачевно. И границы города за это время значительно расширились. Детям стало тяжело добираться до стадиона: уходит по полтора — два часа на дорогу, да и затраты на транспорт бьют по карману родителей. Значит, надо «привести» спорт к местам, где живут дети. Это жилмассивы Таирова, Черемушки, Котовского, города Южный, Ильичевск. Кстати, первый шаг сделан в Ильичевске. Там построили стадион в центре жилого массива, вблизи школ. Я слышал, что скоро будет введен в строй еще один. Там и надо развивать легкую атлетику.
Как построить новые компактные стадионы? Спросите мэра Ильичевска. Думаю, что он поделится своим опытом с чиновниками от спорта Одесщины.
Теперь — о тренерских кадрах. Обычно в США старший тренер по спорту — это профессионал. Он отвечает за подготовку команды школы, за бюджет и за тренировочный процесс. Остальные детские наставники — учителя-почасовики. Фактически старший тренер — дирижер оркестра любителей. Такая система обеспечивает массовость спорта, а в массе всегда можно найти талант.
Нужны места, где дети могут утолить свою потребность в физических нагрузках. А в этих местах неободимы «шефы» — старшие тренеры и специалисты, которые входят в контакт с детьми.
Надеюсь, что мое письмо всколыхнет интерес к легкой атлетике, пробудит желание работать по-современному, искать новые формы организации спортивного движения.
Если это случится, я буду считать, что потратил свое время и деньги правильно, и с удовольствием буду продолжать заниматься организацией легкоатлетических стартов для детей в родном городе.
Рэм Корчемный. США, штат Калифорния