|
За океан он уезжал тренером с именем. Его ученики Николай Трусов, Михаил Семенцов, Тамара Галка, Владимир Носенко выигрывали чемпионаты Советского Союза, а это, что ни говорите, — фирма, своеобразный знак качества.
Спустя десятилетия он приезжает в Одессу, увенчанный лаврами. Одни имена воспитанников чего стоят — Грейс Джексон, Крейси Гэйнс, Дуайт Чамберс, Делорин Эннис-Лондон! Они всходили на олимпийский пьедестал, побеждали на мировых и европейских первенствах. Делорин на чемпионате мира этого года стала бронзовым призером, Дуайт занял 6-е место.
Блистательная карьера! Тем неожиданнее прозвучали слова Рэма Михайловича: «Счастлив, что не изменил делу своей жизни — не стал портным или сапожником».
Мы встретились на стадионе «Динамо», где через несколько дней, а именно — в субботу, 12 сентября, состоятся юношеские соревнования на призы Рэма Корчемного и ветеранов одесской легкой атлетики. На беговых дорожках и в секторах своим чередом шли тренировки, и маститый наставник, отвечая на вопросы, нет-нет, да поглядывал в сторону юных спортсменов. С молодежью работать он любит и умеет. Даже сейчас, в 77-летнем возрасте, он у себя в Калифорнии на волонтерских началах (то есть бесплатно) занимается со школьниками. Получая взамен, правда (Америка есть Америка!), право проводить на школьном стадионе занятия с профессионалами.
— В свое время, еще в Союзе, я остро переживал несправедливость, когда моих учеников в приказном порядке передавали другому, как считалось, более квалифицированному тренеру. В США это сплошь и рядом. Заканчивает человек школу и поступает в университет (спортивные достижения позволяют надеяться на бесплатное обучение в вузе). А там зачастую с ними работают люди довольно безграмотные по сравнению с тем, кто этих ребят довел до определенного уровня. И даже позвонить первому тренеру, узнать — что и как, никогда не соизволят. У меня много учеников таким образом пропали. Можете представить, каковы были мои шансы вклиниться в американский тренерский клан!
Помог случай. Устроился работать в школу. Один из старших преподавателей взял его помощником. Начались поездки по Америке. Его стали узнавать, тем более, что коллега представлял его не иначе, как тренером Валерия Борзова — легенды советского спорта, двукратного чемпиона Олимпийских игр. С Борзовым Корчемному сотрудничать приходилось — в сборных командах, куда входил его ученик Николай Трусов, но личным наставником великого атлета он никогда не был. Однако все попытки объясниться на этот счет бесцеремонно прерывались: «Не вмешивайся».
Так продолжалось несколько лет — преподавание в школе, школьные чемпионаты штата и страны, подработки с гимнастами... Пока приятель, возглавляющий спортивный клуб фирмы «Колгейт», не сообщил, что в Нью-Йоркском университете освободилась вакансия тренера по легкой атлетике, и стал всячески продвигать его кандидатуру. И несмотря на сопротивление старшего тренера университета и самого Рэма Михайловича («Как буду объяснять материал, если языка толком не знаю?» — «А зачем тебе объяснять? Будешь показывать»), его взяли.
Тогда в его жизни впервые появились спортсмены с Ямайки — самого быстрого, наверное, острова в мире. (Корчемный шутит по этому поводу: «Если кто-либо показал выдающийся результат на спринтерской дистанции, покопайтесь в его родословной. Какую бы страну он ни представлял, в его организме обязательно есть толика ямайской крови»). Он их называл «беспризорными», потому что пришли темнокожие ребята буквально с улицы. А весной пропали! Как выяснилось, в первую очередь их интересовал зимний стадион, где они могли бы тренироваться. Коллега посоветовал: «Не волнуйся, осенью вернутся. Но не будь лопухом — заключи контракт, где будут оговорены сумма твоей зарплаты и обязательное участие в соревнованиях».
Спустя некоторое время Корчемный сам будет учить американских тренеров — выступать на ежегодных конференциях, публиковать методические статьи, напишет книгу. Знаменитые Кертис Фрай и Джон Смит открыто заявляют: «Вот человек, научивший нас тренерскому ремеслу», а всего число его последователей насчитывает около трех тысяч. Зато американцы учили новоявленного соотечественника умению жить в новых условиях. Впрочем, можно согласиться и с мнением, что выживать учила сама жизнь.
— Обстоятельства, даже неблагоприятные, если разумно их использовать, можно обратить в свою пользу, — считает Рэм Михайлович. — Приведу пример. Безвозмездно работая в школе, я могу каждый день заниматься на школьной арене с профессионалами. Но только один урок — 45 минут. Из них реально мои — 35. И я научился максимально продуктивно использовать это время. Оказалось, вполне достаточно. И теперь мое профессиональное кредо таково: прежде, чем писать программу занятий, спроси самого себя: «Зачем?» Зачастую тренировки многих наставников засорены ненужными упражнениями. Их обилие лишь отбивают у молодежи охоту заниматься спортом.
На Олимпиаду в Москву он, естественно, поехать не мог, но там впервые «засветились» его ученики, выступавшие за сборные Ямайки и Доминиканской Республики. А когда другой воспитанник Крейн на межуниверситетских состязаниях пробежал 200 метров за 20,07 секунды, стало ясно: состоялся тренер мирового уровня.
Потом в его карьере был знаменитый Стэнфордский университет и «американский ЦСКА», куда его пригласил работать главный тренер вооруженных сил США Чарли Грин — чемпион Олимпийских игр, прозванный за свой небольшой рост (170 см) «карманным спринтером». Когда же Горбачев с Бушем подписали соглашение о сокращении вооружений, и гарнизон под Сан-Франциско расформировали, он ушел в «свободное плаванье», право на которое заслужил многолетним упорным трудом и ежедневной учебой.
— Иногда на выводы, которые излагаю в течение нескольких секунд, ушли годы, — признается мой собеседник.
На «Динамо» Рэма Михайловича привели не только ностальгические воспоминания. Два года назад, побывав через много лет на родине и увидав наше (простите за резкость, но куда от правды деться!) убожество, он решил при помощи ветеранов легкой атлетики организовать соревнования для юных спортсменов. Без стимула, как соревновательного, так и материального, на большой успех надеяться бессмысленно. А в сегодняшних условиях каждый старт для молодежи — на вес золота. В прошлом году турнир, проведенный в Ильичевске, стал настоящим оазисом в душной пустыне безразличия и равнодушия со стороны государства. С нетерпением ожидают легкоатлеты и нынешние, уже вторые соревнования.
Они пройдут в субботу, но гостя из-за океана на «Динамо» можно было встретить и в понедельник, и в среду — по собственной инициативе проводил с атлетами и их тренерами мастер-классы. А по окончании нашей беседы к нему подошел парнишка: «Можно с вами посоветоваться?»
Что на это ответил Корчемный, угадайте сами.
Анатолий МАЗУРЕНКО.