|
Сейчас многие вспомнили о последнем кошевом атамане П. Калнышевском. Кто-то пытается приукрасить события, кто-то, как всегда, поливает грязью, не вдаваясь особо в подробности исторических фактов. Но история у нашего народа есть, и, по моему мнению, мы не должны унижать ее и делать из нее орудие для современной вражды и злопамятства.
Проект мемориальной композиции последнему атаману Запорожской Сечи Петру Калнышевскому. Автор идеи — В. С. Балух. Авторы проекта — скульптор М. В. Рева, архитектор О. М. Луценко.
Английский политический деятель Э. Берк когда-то верно сказал: «История — это союз между умершими, живыми и еще не родившимися». Мы не должны лишать детей и внуков возможности знать и чтить историю нашего народа. На мой взгляд, одной из выдающихся личностей нашей истории является последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Иванович Калнышевский.
Согласно проведенным биографическим исследованиям, Петр Калнышевский родился в 1691 (по некоторым данным — в 1690 г.) году в с. Пустовойтовка (сейчас Роменского района Сумской области). Существует легенда о том, как он попал на Запорожскую Сечь. Восьмилетний Петрик якобы пас скот за селом и встретил небольшой конный отряд запорожцев. Мальчик попросил попробовать казацкую трубку. Его просьба развеселила казаков, они остановились и угостили его. Узнав, что запорожцы едут на Сечь, Петр попросил их взять с собой и его. Так он стал джурой (прислужником, гонцом) у одного из сотников.
За долгие годы бурной и опасной казачьей жизни
П. Калнышевский приобрел огромный опыт как в военных, так и в государственных делах. Он прошел долгий путь от казачьего джуры до кошевого атамана. П. Калнышевский избирался войсковым есаулом, а также длительное время был войсковым судьей Запорож"ской Сечи, что по объему власти и авторитету являлось второй должностью после кошевого атамана.
Впервые кошевым атаманом Запорожской Сечи П. Калнышевский стал в 1762 году, но пробыл на этом посту чуть менее года. Видимо, Калнышевский не понравился царице Екатерине II, поскольку после посещения им ее коронации был отстранен от этой должности. Следует учитывать, что в середине XVIII века царизм отменил выборы на Сечи. С тех пор кошевого и прочих руководителей избирали не на общественных советах, а на ограниченных по количеству сходках, где, как правило, утверждались рекомендованные царицей кандидатуры.
Но П. Калнышевский пользовался настолько большим авторитетом среди казаков, что, игнорируя мнение царицы, в январе 1765 года был вторично избран кошевым атаманом Сечи. Калнышевский занимал эту высокую должность десять лет подряд, чего ранее в коше «испокон веков не бывало». Дело «О самовольном избрании казаками атаманом коша Запорожской Сечи Калнышевского» рассматривалось специально созданной следственной комиссией, но ни признание запорожцев виновными, ни ордер малороссийского генерал-губернатора Румянцева об определении кошевым Григория Лантуха не помогли императрице отстранить Калнышевского от должности.
Поскольку императрица готовилась к войне с Турцией, в которой украинскому казачеству отводилась едва ли не решающая роль, Екатерина II смирилась со своевольным избранием кошевого и признала Петра Ивановича на этой должности.
ИМЕННО в русско-турецкой войне 1768—1774 годов кошевой атаман П. Калнышевский проявил себя как выдающийся военный деятель. Хочу заметить, что цепь успешных военных операций, которые высоко были оценены Екатериной II и нашли свое письменное отображение, были проведены казаками под предводительством П. Калнышевского вблизи турецкой крепости Хаджибей, которая была расположена на территории теперешнего Приморского бульвара г. Одессы.
Так, 12 июня 1770 г. под непосредственным руководством кошевого, которому было уже 80 лет, запорожцы захватили предместье Хаджибея, а 13 июля под обстрелом турецкого флота и защитников крепости казаки захватили форштадт Хаджибея. О храбрости запорожцев во время проведения этого боя главнокомандующий второй армии Петр Панин незамедлительно доложил царице. Екатерина II настолько была тронута успехом боевых действий, а также количеством добычи, что тут же похвалилась этими событиями в письме от 22 июня 1770 г. Вольтеру.
В этом же 1770 году за особые заслуги в боях против турецких войск Екатериной II всему войску Запорожскому была объявлена благодарность, а самого атамана П. Калнышевского царица наградила высшей наградой империи — орденом Андрея Первозванного и присвоила ему воинское звание генерал-лейтенанта русской армии. Известно, что орден был сделан из чистого золота и осыпан бриллиантами.
Запорожское казачество, в значительной степени благодаря личности П. Калнышевского, стало «модным явлением» в придворных кругах Петербурга. Многие российские вельможи и офицеры стремились записаться в реестр войска Запорожского, прославленного победами в сражениях. Сам новороссийский генерал-губернатор Г. Потемкин выражал свое уважение и любовь войску Запорожскому. В 1772 году Г. Потемкин даже разыграл фарс, попросив П. Калнышевского записать его в казаки, что и было сделано.
В должности кошевого атамана Калнышевский проявил себя как выдающийся государственный, политический, дипломатический и военный деятель. Он, умело строя дипломатические отношения и избегая прямой конфронтации с Россией, пытался вести самостоятельную политику и, прежде всего, начал укреплять экономическую независимость Запорожской вольницы. Благодаря его инициативе в диких степях начали вырастать села, хутора-зимовники, в которых селились беглецы из крепостной неволи, освобожденные из турецкого и татарского плена узники. На запорожские земли П. Калнышевский переманивает также молдаван и болгар из Новой Сербии, Полыни и Буджака. Результатом его усилий стало появление 45 новых сел, более 4 тысяч хуторов-зимовников, в которых к 1775 г. проживало около 50 тысяч хлеборобов.
Деятельность кошевого этого периода навеки прославилась в поговорке: «Як був кошовим Лантух, то не було хлiба й для мух, а як став кошовим Калниш, то лежав на столi цiлий книш». Позже Екатерина II напишет: «...Внедряя собственное земледелие, разрушали они тем саму основу зависимости их от престола Нашего и мыслили, конечно, образовать из себя посреди отчизны область, полностью независимую, под собственным своим неистовым управлением».
ДОСТАТОЧНО МНОГО ВНИМАНИЯ П. Калнышевский уделял также гуманитарной сфере Новой Сечи. Он следил, чтобы школы своевременно и в достаточном количестве обеспечивались помещениями, продуктами, книгами. Образование финансировалось за «кошт войска». При дележе прибылей от торговли и военной добычи часть средств обязательно выделялась на школы.
П. Калнышевский был достаточно состоятельным человеком, и за его личные средства в Украине было построено много церквей, сохранившихся и до наших дней: церковь в Лохвице, деревянная церковь Св. Троицы в Пустовойтовке, деревянная церковь Св. Покровы в Ромнах, каменная церковь в Межигорском монастыре и Георгиевская церковь в Петриковке. Не жалел денег кошевой и на церковные книги, утварь и одежду. Церкви в родной Пустовойтовке Калнышевский подарил Евангелие, оправленное серебром и украшенное драгоценными камнями. Как и гетман Мазепа, он регулярно посылал вклады в Церковь Гроба Господнего в Иерусалиме. Серебряные и позолоченные чаши, ложки, звезды и другие ценности от Калнышевского до сих пор хранятся на Святой Земле.
Как известно, после окончания войны с Турцией Россия уже не нуждалась в военной поддержке свободолюбивых запорожцев, после чего императрица тут же решила воспользоваться случаем, чтобы навсегда покончить с казацкой вольницей.
В ночь на 17 июня 1775 г. лагерь запорожцев был окружен отрядом российской армии под командованием генерала П. Текли, и поскольку силы были неравны, П. Калнышев"ский убедил казаков «не проливать христианскую кровь» и сдал лагерь без боя. Захватчики разграбили военную сокровищницу, вывезли из хранилищ оружие с припасами, архив коша Запорожского. Кошевой атаман П. Калнышевский, военный писарь И. Глоба и военный судья П. Головатый были арестованы, а имущество их конфисковано.
Под конвоем Калнышев"ский был доставлен в Петербург в военную контору, где пробыл в заключении около года; сперва его предполагалось казнить, но по ходатайству Потемкина смертная казнь была заменена на заточение в Соловецкий монастырь.
В холодной, сырой яме размером 1 на 2 м П. Калнышевский провел 16 лет, после чего ему была отведена обычная отдельная камера, где он провел еще 9 лет. Лишь в апреле 1801 года 110-летний узник, который за 25 лет пребывания в одиночестве ослеп, обрел, наконец, свободу по указу Александра I. Но П. Калнышевский не воспользовался «даром нового благодетеля» и просил позволить ему «в обители ожидать спокойным духом приближающегося конца своей жизни».
Осенью 1803 года он умер. До сих пор на главном дворе Соловецкого кремля перед Преображенским собором лежит надгробная гранитная плита с могилы последнего кошевого атамана Запорожской Сечи.
СУДЬБА последнего кошевого атамана войск запорожских П. Калнышевского, по моему мнению, отображает всю трагическую историю украин"ского народа и государства, с ее взлетами, разрушениями, падениями и восстановлениями, словно птица Феникс, поэтому и возникла идея восстановить память атамана, тем более, что история его жизни имеет прямое отношение к Одесскому региону, бывшему тогда турецкой крепостью Хаджибей.
Ведь не зря современные историки считали поход на Хаджибей 1770 г. и бой за Хаджибейский форштадт одними из лучших побед запорожских казаков во время русско-турецкой войны, а также одним из лучших подвигов П. Калнышевского как полководца.
Но это не единственная судьбоносная нить, связывающая П. Калнышевского с Одесщиной, так как именно в Одессе находится единственная в Украине икона «Покрова Богородицы» из Сечевой Покров"ской церкви, на которой имеется прижизненное изображение П. Калнышевского.
Так, Божьим провидением данная икона, чудом уцелевшая после пожара в казацкой церкви под г. Никополем, в середине ХIХ века была привезена в Одессу и находится сейчас в Одесском историческом музее. В связи с этим, думается мне, благословений Божьих достаточно для того, чтоб почтить память последнего атамана войска Запорожского именно на одесской земле.
Фантазия и идея возвеличить личность П. Калнышевского у меня существовала давно. Еще в 2004 году, при строительстве здания Одесского апелляционного хозяйственного суда, изображение атамана П. Калнышевского было размещено на одной из фресок, украшающих суд. В тот же период мы совместно со скульптором Михаилом Ревой решили запроектировать этот памятник в виде стилизованного изображения П. Калнышевского с иконы «Покрова Богородицы» в бронзе, вокруг которого будут размещены 8 звонниц, каждая из которых посвящается и горестным, и радостным событиям в истории украинского народа.
Там будет колокол, славящий Крещение Руси-Украины, колокол, оплакивающий разрушение Древнекиевского государства татаро-монголами, колокол воскрешения Украины во время национально-освободительной войны украинского народа во главе с. Б. Хмельницким, колокол, вопиющий по уничтожению Запорожской Сечи Екатериной II, колокол, который будет звонить в память жертв первой мировой войны, гражданской войны и несостоявшейся независимости Украины, колокол скорбящий по погибшим от голодомора, колокол, который будет звонить о Победе во второй мировой войне над силами зла, доставшейся огромными жертвами украинского народа, и колокол, восславляющий восстановление независимости Украины. Все колокола будут гармонично звенеть и играть известную мелодию славной песни «Боже, Україну бережи».
Предложено установить памятник на месте пересечения проспектов Т. Г. Шевченко и
Ю. А. Гагарина, в сквере возле областной государственной администрации. Для создания памятника и проведения большой работы по восстановлению правды об истории украинского народа учрежден, и уже зарегистрирован, благотворительный фонд им. П. Калнышевского, и первыми действиями фонда будет сбор средств и организация работ по сооружению памятника. Основателями фонда стали известные в государстве и на Одесщине деятели науки, культуры и искусства. При личной встрече со мной, а также со скульптором М. Ревой Президент Украины В. А. Ющенко поддержал идею создания памятника и поручил мне лично заниматься этим делом.
Мы нашли всестороннюю поддержку у одесского город"ского головы Э. Гурвица, губернатора области Н. Сердюка и председателя областного совета Н. Скорика.
Думается, что это дело — праведное и его по справедливости оценит вся Одесщина, и не только. Призываю всех патриотов Украины взять посильное участие в создании памятника славному сыну Украины П. Калнышевскому.
Валерий БАЛУХ.
Председатель Одесского апелляционного хозяйственного суда, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины, генерал-есаул Украинского казачества, почетный президент благотворительного фонда им. П. Калнышевского.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |